Четверть века - как один день

Историческая справка

20 марта 1994 года состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва. В составе Законодательного собрания первого созыва было 25 депутатов (24 мужчины и одна женщина), избранных от 25 одномандатных избирательных округов. Депутаты первого созыва приняли, среди прочих 164 областных законов, закон «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области», согласно которому в Законодательное собрание второго и третьего созыва выборы проводились по 50 избирательным округам. В Законодательное собрание четвертого созыва, в марте 2007 года, выборы прошли по смешанной системе: 25 депутатов избирались по одномандатным округам, 25 - по партийным спискам. Эта же система сохранялась при выборах депутатов пятого и шестого созывов.

За четверть века своего существования Законодательное собрание Ленинградской области проделало огромную работу по созданию нормативной правовой базы для успешного социально-экономического развития региона.

Депутатскому корпусу удалось завершить работу по созданию правовых механизмов построения и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Блок законов по вопросам местного самоуправления, принятых Законодательным собранием, создал правовое поле для реформирования органов муниципальной власти в Ленинградской области, проделана большая работа по созданию Социального кодекса Ленинградской области.

Для более конструктивного и взвешенного подхода к решению проблем не только области в целом, но и каждого отдельного муниципального образования, областные законодатели активно взаимодействуют с местными представительными органами, вовлекая их в законотворческий процесс, оказывая консультативную помощь. По инициативе депутатского корпуса в 1998 году при Законодательном собрании создан Совет представительных органов муниципальных образований. Члены Совета принимают самое деятельное участие в разработке наиболее важных законопроектов, решении наиболее острых проблем в муниципальных образованиях. В целях оказания консультативной помощи и повышения правовой культуры органов местного самоуправления при Законодательном собрании проходят занятия «Муниципальной школы» с приглашением специалистов и обучением представителей муниципальных органов власти.

Одним из важных направлений деятельности Законодательного собрания стало создание законодательного поля в социально-экономической сфере, прежде всего установление четких правовых норм в бюджетных и налоговых отношениях. Тщательно прорабатывались и своевременно принимались законы об областном бюджете Ленинградской области на очередной год. Разработаны и утверждены законы, регламентирующие бюджетный процесс, инвестиционную деятельность, принципы управления и контроля за состоянием экономики области.

За время работы Законодательного собрания Ленинградской области успели сложиться определенные традиции, которые бережно хранятся и развиваются от созыва к созыву. Сегодня в практику деятельности областного парламента прочно вошли Дни депутата, дающие возможность предварительного обсуждения наиболее важных проектов областных законов; депутатские слушания - о ходе реализации наиболее значимых законов и других актуальных вопросах правоприменительной практики, выездные заседания постоянных комиссий в муниципальные районы области. Областные парламентарии активно участвуют в работе «круглых столов», которые способствуют конструктивному диалогу всех заинтересованных сторон.

В четвертом созыве Законодательного собрания появилась такая форма взаимодействия областных парламентариев с исполнительной властью, как Правительственный час. Правительственный час проводится в рамках заседаний парламента, где представители областного правительства информируют депутатов о наиболее важных вопросах жизнедеятельности Ленинградской области. Регулярные встречи Губернатора Ленинградской области с депутатами способствуют укреплению взаимодействия законодательной и исполнительной власти, на них обсуждаются вопросы, заданные депутатами по актуальным проблемам развития Ленинградской области.

Законодательное собрание Ленинградской области является активным членом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, которая была образована в 1994 году. Стратегическая цель деятельности в Ассоциации - выработка согласованных подходов к обеспечению прав и законных интересов граждан Северо-Запада России и решению вопросов, представляющих общий интерес для всех субъектов Северо-Западного округа. Традиционно на базе Законодательного собрания Ленинградской области осуществляет свою деятельность постоянный комитет по экономической политике и бюджетным вопросам Ассоциации, возглавляемый представителем Законодательного собрания Ленинградской области. С ноября 2014 по ноябрь 2016 гг. Председатель Законодательного собрания Ленобласти Сергей Бебенин возглавлял Парламентскую Ассоциацию, в настоящее время является заместителем председателя ПАСЗР. Развивается сотрудничество парламентариев Северо-Запада с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье».

В последние годы заметно активизировалась работа областного парламента с Федеральным Собранием Российской Федерации. Председатель Законодательного собрания Ленобласти Сергей Бебенин руководит комиссией по вопросам экономической и промышленной политики Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Предложения Совета законодателей, в который входят спикеры парламентов всех регионов страны, также становятся законотворческими инициативами и рассматриваются обеими палатами Федерального собрания. Подписано Соглашение о взаимодействии с Советом Федерации в федеральном законодательном процессе. Порядка 30% региональных законодательных инициатив проходят необходимые согласования и попадают на рассмотрение в Государственную Думу.

Областные парламентарии уделяют большое внимание развитию международных и межрегиональных связей. Начиная с 1999 года Законодательное собрание Ленинградской области заключило 38 соглашений о сотрудничестве с представительными органами субъектов Российской Федерации и зарубежными парламентами. Активно расширяются связи Законодательного собрания с высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За 25 лет своей деятельности областной парламент заключил 25 соглашений о сотрудничестве с вузами.

Законодательное собрание проводит большую работу по развитию гражданского общества в регионе. Развиваются связи с региональными отделениями политических партий и общественных организаций. При областном парламенте работают 5 совещательных органов: совет представительных органов муниципальных образований Ленинградской области; экспертно-консультативный совет, в который входят руководители высших учебных заведений, учёные; консультативный совет предпринимателей; Молодёжный парламент Ленинградской области; совет представителей некоммерческих организаций.

По инициативе и при поддержке областного парламента в регионе проводятся ставшие уже традиционными фестивали поколений, автопробеги по местам боевой славы, слеты региональных отделений политических партий и общественных организаций, слеты молодёжного актива Ленинградской области, финал областного смотра-конкурса «Ветеранское подворье», Евразийский молодёжный инновационный конвент и другие значимые мероприятия. С 2007 года Законодательное собрание проводит ежегодный конкурс на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области. Ежегодно в областных электронных и печатных СМИ проводятся традиционные конкурсы «Эффективное сотрудничество» и «Дела и лица» на лучшее освещение деятельности Законодательного собрания.

Прошедшие годы со всей очевидностью показали, что реальное становление законодательного (представительного) органа государственной власти Ленинградской области в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года состоялось. Законодательное собрание Ленинградской области уже имеет свои демократические традиции, создана серьезная законодательная база, но еще многое предстоит сделать на благо Ленинградской области.

Официальный сайт Законодательного собрания Ленинградской области
(Постановление от 20.12.2006 №1554), Использование в средствах массовой информации
или Интернет-ресурсах информации, размещенной на сайте, возможно только при наличии
ссылки на сайт, как на официальный источник информации