Отчет о деятельности постоянной комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению в 2015 году

 

За 2015 год постоянной комиссией по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Ленинградской области (далее – постоянная комиссия) проведено 21 заседание, рассмотрено 238 вопросов, в том числе:

68 проектов областных законов, из них 16 по профилю деятельности постоянной комиссии;

120 проектов федеральных законов;

9 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации;

4 обращения субъектов Российской Федерации;

2 законодательные инициативы, представленные Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.

По рекомендации постоянной комиссии как профильной Законодательным собранием Ленинградской области приняты 14 областных законов:

областной закон от 11 февраля 2015 года № 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области". Данный закон принят в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области. Закон закрепляет сложившуюся на территории Ленинградской области практику (за исключением Новодевяткинского сельского поселения), когда глава поселения избирается из состава представительного органа; представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений по равной норме представительства; глава муниципального района избирается из состава представительного органа муниципального района; также предусмотрена должность наемного главы администрации;

областной закон от 16 февраля 2015 года № 4-оз "О внесении изменений
в областной закон "О правовом регулировании муниципальной службы
в Ленинградской области". Данный закон принят в связи с вступлением в силу 1 августа 2014 года Указа Президента Российской Федерации от 23 июня
2014 года № 453 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и вносит следующие изменения:

увеличивает временной период, который будет охвачен проверкой достоверности и полноты сведений, т.е. будут проверяться сведения
за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду
(ранее проверка осуществлялась по состоянию на конец отчетного периода);

устанавливает конкретный временной период, который будет охвачен проверкой соблюдения муниципальными служащими требований
к служебному поведению, т.е. будет проверяться соблюдение служащими
в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, требований к служебному поведению (ранее указанный срок был не установлен);

уточняет в Типовом положении о порядке присвоения
и сохранения классных чинов муниципальным служащим норму, что первый классный чин присваивается муниципальному служащему, если он не имеет классного чина муниципального служащего муниципального образования
в Ленинградской области;

признает утратившим силу норму Типового положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим
о том, что при решении вопроса о присвоении муниципальному служащему классного чина муниципального служащего муниципального образования
в Ленинградской области 1, 2 или 3 класса аттестационной комиссией, сформированной при главе муниципального образования, проводится квалификационный экзамен;

областной закон от 13 апреля 2015 года № 34-оз "О внесении изменений
в областные законы "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области" и "О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области":

дополняет перечень функций, осуществляемых Уполномоченным
по правам человека в Ленинградской области, функцией по внесению предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав
и свобод человека и гражданина;

относит к компетенции Уполномоченного по правам человека
в Ленинградской области: издание и распространение ежегодных
и специальных докладов, иных материалов, содержащих информацию о правах и свободах человека и гражданина, о способах их защиты; организацию
и проведение конкурсов, семинаров и "круглых столов" по проблемам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

определяет сроки и место размещения ежегодного доклада о своей деятельности, а также иных докладов по отдельным вопросам защиты прав
и свобод человека и гражданина;

устанавливает форму поощрения граждан и организаций за особые заслуги в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, развитие институтов гражданского общества, а также граждан, бескорыстно делающих добрые дела по отношению к другим людям, – Благодарность Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области;

конкретизирует наименование государственного органа – Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области;

определяет компетенцию Уполномоченного по правам человека
при осуществлении им полномочий представителя нанимателя (работодателя) для сотрудников аппарата;

определяет финансовое обеспечение деятельности государственного органа;

устанавливает право Уполномоченного по правам человека
в Ленинградской области иметь общественных помощников в муниципальных районах Ленинградской области;

утверждает новый перечень должностей государственной гражданской службы в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области;

областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз "О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений". Данным законом предлагается в качестве дополнительной формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений, введение институтов общественных советов и председателей, избираемых из состава общественных советов,
а также предлагается предусмотреть избрание (формирование) общественных советов на части территории поселения, являющегося административным центром, определяемой по количеству жителей, проживающих на ней,
а также по типу застройки, расположенной на этой территории.

В отличие от областного закона от 14 декабря 2012 года № 95-оз
"
О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления" данным областным законом предусматриваются два варианта формирования общественного совета: общественный совет избирается на собрании (конференции) жителей части территории административного центра
или формируется из делегированных (избранных) представителей территориального общественного самоуправления.

Также областным законом предусматриваются основания досрочного прекращения деятельности общественного совета, его членов и председателя.

Кроме того, областным законом определяются условия предоставления средств на поддержку развития части территорий поселений, являющихся административными центрами, и что объем выделяемых при этом средств
не может быть менее 100 000 рублей на один календарный год. При этом предлагается предусмотреть иные формы поддержки общественных советов
и председателей: методическая, информационная и консультационная;

областной закон от 12 мая 2015 года № 50-оз "О внесении изменений
в статьи 2 и 3 областного закона "Об обеспечении доступа к информации
о деятельности органов государственной власти Ленинградской области и иных государственных органов Ленинградской области" (внесен депутатом Законодательного собрания Ленинградской области А.А. Перминовым). Данный закон приводит в соответствие с федеральным законодательством терминологию в сфере применения информационных технологий; актуализирует сведения о наименовании сайтов, на которых размещается информация о деятельности Уполномоченного по правам человека
в Ленинградской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области, Уполномоченного по правам ребенка
в Ленинградской области;

областной закон от 20 июля 2015 года № 77-оз "О внесении изменений
в некоторые областные законы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, выплаты ежемесячной доплаты к назначенной трудовой пенсии и государственных гарантий государственных гражданских служащих Ленинградской области и лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области". Данный закон приводит областные нормативные правовые акты в соответствие с терминологией федерального законодательства (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 510-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
в части устранения понятия "трудовая пенсия" и трансформирования
ее в два самостоятельных вида пенсий – страховую пенсию и накопительную пенсию, введения понятий "фиксированная выплата к страховой пенсии", "медицинские организации государственной системы здравоохранения", "медицинская организация", "медицинское обеспечение", не изменяя при этом оснований возникновения и условий предоставления права, а также размеры выплат по пенсиям;

областной закон от 4 августа 2015 года № 85-оз "О внесении изменений
в областной закон "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения" и признании утратившими силу положений некоторых областных законов в связи с реализацией положений части 3 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным законом описания границ муниципальных образований Ленинградской области даны в виде графического и текстового описания с учетом утвержденной градостроительной документации и сведений государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков. Графические описания границ муниципальных образований представлены на картах масштаба 1:100 000;

областной закон от 19 октября 2015 года № 99-оз "О внесении изменения в статью 1 областного закона "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области". Данный закон возвращает сельским поселениям Ленинградской области вопросы местного значения, закрепленные за ними до принятия Федерального закона 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

областной закон от 22 декабря 2015 года № 137-оз "О перераспределении между органами местного самоуправления Ленинградской области и органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий
в области земельных отношений".
Данный закон определяет, что органом государственной власти Ленинградской области, уполномоченным
на осуществление полномочий,
по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Правительство Ленинградской области.

Вместе с тем, указанные полномочия могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года;

областной закон от 22 декабря 2015 года № 138-оз "О внесении изменений в областной закон "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области". Данным законом внесены изменения
в областной закон от 11 марта 2008 года № 14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области", в части корректировки формулировок, а также дополнения новой статьей, устанавливающей порядок заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в органе местного самоуправления Ленинградской области, и новым приложением "Положение о порядке заключения договора о целевом обучении между органом местного самоуправления муниципального образования Ленинградской области
и гражданином с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в органе местного самоуправления муниципального образования Ленинградской области";

областной закон от 28 декабря 2015 года № 141-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области". Данный закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями
по распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена. При этом в качестве одной из мер контроля
со стороны Правительства Ленинградской области за реализацией передаваемых полномочий
областной закон предусматривает обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области на согласование проекты решений, договоров
и соглашений в отношении земельных участков,
государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых для целей осуществления производственной деятельности, а также в отношении земельных участков площадью более 3 га (включительно), что позволяет реализовывать единую политику в сфере земельных правоотношений
и обеспечивает эффективное управление и распоряжение земельными участками на территории Ленинградской области;

областной закон от 28 декабря 2015 года № 144-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы по вопросу установления порядка определения перечня материальных средств, подлежащих передаче органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий". Данный закон устанавливает в областных законах, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными
для осуществления органами государственной власти Ленинградской области,
а также отдельными государственными полномочиями Ленинградской области, отдельный порядок определения перечня материальных средств.

Правоприменительная практика Ленинградской области показывает, что не во всех случаях при передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления для их исполнения требуются материальные средства. С учетом данных обстоятельств областным законом предусмотрено правило об определении такого перечня в случае, если у органов местного самоуправления возникает потребность в материальных средствах.

В качестве органа, который определяет перечень материальных средств, устанавливается отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области. При этом согласно установленному порядку органы местного самоуправления вправе направить отраслевому органу исполнительной власти Ленинградской области предлагаемый ими для передачи перечень материальных средств, с учетом которого указанный отраслевой орган составляет требуемый для исполнения отдельных государственных полномочий перечень материальных средств;

областной закон от 29 декабря 2015 года № 148-оз "Об административно-территориальных преобразованиях во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области". Данным законом осуществляются административно-территориальные преобразования во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области, заключающиеся в изменении категории населенного пункта Янино-1 Заневского сельского поселения и отнесения его к категории "городской поселок" и преобразовании в форме изменения статуса муниципального образования "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" по
инициативе органов местного самоуправления
и с согласия населения, выраженного путем голосования, состоявшегося
13 сентября 2015 года,
изменяется статус Заневского сельского поселения
в связи с наделением его статусом городского поселения
(Заневское городское поселение);

областной закон от 29 декабря 2015 года № 155-оз "О внесении изменения в областной закон "О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области". Данный закон дополняет Перечень должностей государственной гражданской службы в Избирательной комиссии Ленинградской области должностью "Консультант".

Проект областного закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 областного закона "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного собрания Ленинградской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной основе", инициированный депутатом Законодательного собрания Ленинградской области В.С. Петровым и предполагающий сократить количество депутатов, работающих
на постоянной основе, до 19 человек (Председатель Законодательного собрания, один заместитель Председателя Законодательного собрания, председатели постоянных комиссий, руководители фракций), был отклонен Законодательным собранием Ленинградской области.

Проект областного закона "О внесении изменения в областной закон
"Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области
и порядке его изменения", инициированный Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко и предполагающий упразднение деревни Романовщина Черновского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области, был дважды рассмотрен на заседании постоянной комиссии. По результатам рассмотрения постоянная комиссия посчитала материалы, предоставленные главой администрации муниципального образования Черновское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области В.О. Овлаховским, недостаточными для упразднения деревни, а также членами постоянной комиссии был выявлен собственник с зарегистрированными в установленной форме земельным участком, тремя зданиями и зданием бани на территории указанного населенного пункта. На основании решения профильной постоянной комиссии инициатору было предложено отозвать проект областного закона с рассмотрения Законодательного собрания Ленинградской области.

Постоянной комиссией был рассмотрен и доработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 48 Федерального закона
"О государственной гражданской службе Российской Федерации", инициированный Губернатором Ленинградской области, и внесен в качестве законодательной инициативы Законодательного собрания Ленинградской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 29 мая 2015 года № 640).

Указанный проект федерального закона предусматривает введение дополнительных мер, направленных на предотвращение конфликта интересов
в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" высшей и главной групп должностей гражданской службы в государственных органах субъекта Российской Федерации, при рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и (или) урегулированием конфликтов интересов,
а также при проведении аттестации указанных лиц.

Представленным законопроектом предлагается возложить рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению
и урегулированием конфликтов интересов гражданскими служащими, замещающими
должности гражданской службы категории "руководители" высшей и главной групп должностей гражданской службы в государственных органах субъекта Российской Федерации, на комиссию, образованную
при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа субъекта государственной власти субъекта Российской Федерации)
.

Принятие указанного законопроекта позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации.

За отчетный период постоянной комиссией были внесены
на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области и приняты постановления по следующим вопросам:

"О внесении изменения в постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 22 октября 2014 года № 1190 "О проведении конкурса на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области в 2014 году" (постановление Законодательного собрания от 29 мая 2015 года № 638);

"Об итогах проведения ежегодного конкурса на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области за 2014 год" (постановление Законодательного собрания от 29 мая
2015 года № 639);

"Об утверждении Положения о "Муниципальной школе" (постановление ЗСЛО от 25 марта 2015 года № 319);

"О внесении изменений в Положение о проведении ежегодного конкурса на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области" (постановление Законодательного собрания от 7 декабря 2015 года № 1612);

"О проведении конкурса на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области
в 2015 году"
(постановление Законодательного собрания от 7 декабря 2015 года № 1613);

"О проекте федерального закона № 918468-6 "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" (постановление Законодательного собрания от 7 декабря 2015 года № 1625).

Члены постоянной комиссии принимали участие в подготовке
и проведении занятий "Муниципальной школы" и проведении заседания Совета представительных органов власти при Законодательном собрании Ленинградской области, подведении итогов
ежегодного конкурса на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области за 2014 год.