Отчет о деятельности постоянной комиссии по законодательству, международным, региональным и общественным связям в 2015 году

 

В 2015 году постоянной комиссией по законодательству, международным, региональным и общественным связям (далее – постоянная комиссия) проведено 17 заседаний, на которых рассмотрено 173 вопроса, в том числе 46 проектов областных законов, 61 проект федеральных законов, 18 законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации.

В 2015 году принято 16 областных законов, рассмотренных постоянной комиссией как профильной и подготовленных для принятия Законодательным собранием Ленинградской области.

Из принятых законов:

14 – о внесении изменений в действующие областные законы;

2 – законы, устанавливающие новое правовое регулирование.

Значительное внимание Законодательного собрания Ленинградской области было уделено в 2015 году правовому регулированию в сфере областного законодательства о выборах и референдумах.

Указанные областные законы приняты в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством, а также в целях уточнения отдельных норм этих законов с учетом правоприменительной практики.

Областной закон от 13 апреля 2015 года № 24-оз "О внесении изменений в областной закон "О выборах Губернатора Ленинградской области".

Урегулированы отдельные вопросы проведения выборов Губернатора Ленинградской области, касающиеся условий выдвижения кандидата и поддержки его выдвижения, порядка представления документов для регистрации кандидата в Избирательную комиссию Ленинградской области и порядка финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Количество подписей, собираемых кандидатом в поддержку своего выдвижения, будет обнародоваться Избирательной комиссией в течение шести дней со дня принятия решения о назначении выборов (ранее было – в течение трех дней).

Кроме того, скорректирован перечень сведений, указываемых в заявлении лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Так, к их числу отнесена информация об адресе (адресах) места жительства на территории Ленинградской области в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения такими полномочиями (указывается в случае, если представляемое лицо в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате составления заявления, не имело регистрации по месту жительства на территории Ленинградской области).

Уточнены сроки изготовления избирательных бюллетеней, а также процедура  их  передачи в избирательную комиссию.

Областной закон от 13 апреля 2015 года № 25-оз "О внесении изменений в областной закон "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области".

Изменения касаются, в частности, условий выдвижения кандидатов
в депутаты, сбора подписей в поддержку выдвижения общеобластных списков кандидатов, кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, и регистрации указанных списков.

В связи с изменением федерального законодательства областным законом предусматривается необходимость указания в заявлении о согласии баллотироваться идентификационного номера налогоплательщика (при наличии), а также сведений о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. Уточняется, что к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, месте работы или службы, занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом.

Введено требование об уведомлении кандидата, политической партии
(ее регионального отделения) об отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), общеобластного списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом (ранее предусматривалось уведомление только о неполноте сведений или несоблюдении требований закона к оформлению документов) с одновременным установлением возможности в случае отсутствия копий документов, прилагаемых к заявлению о согласии баллотироваться, представить их не позднее, чем за один день до дня заседания комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации.

Изменяется количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам,
с 0,5 процента до 3 процентов, но не менее 60 подписей.

Использование открепительных удостоверений заменено на процедуру досрочного голосования в помещении соответствующей окружной избирательной комиссии (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).

Урегулированы вопросы финансового обеспечения подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного собрания.

Уточнена процедура подсчета голосов избирателей на избирательном участке и определения результатов выборов.

Областной закон от 15 апреля 2015 года № 37-оз "О внесении изменений в областные законы, регулирующие порядок подготовки и проведения референдума в Ленинградской области".

Скорректированы принципы проведения референдума, порядки сбора подписей в поддержку выдвижения инициативы его проведения и проверки подписей, составления списков участников референдума, а также порядок голосования.

Так, международным организациям и международным общественным движениям, некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, запрещено осуществление деятельности, способствующей  либо препятствующей выдвижению инициативы проведения и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме, а также участие в иных формах в кампаниях референдума, кроме участия в качестве иностранных (международных) наблюдателей.

Регламентирована процедура досрочного голосования участника референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников. Досрочное голосование проводится путем заполнения участником референдума Ленинградской области бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии референдума Ленинградской области (за 10 - четыре дня до дня голосования) или участковой комиссии
(не ранее чем за три дня до дня голосования).

При этом из областного закона "О референдуме Ленинградской области" исключаются нормы, регламентирующие голосование по открепительным удостоверениям.

Схожие изменения в части правового регулирования процедуры досрочного голосования вносятся и в областной закон "О местном референдуме в Ленинградской области" (ранее в данном областном законе содержалась лишь отсылочная норма по данному вопросу).

С учетом изменений в федеральном законодательстве скорректирован перечень оснований для отказа в проведении местного референдума.

Областной закон от 11 июня 2015 года № 53-оз "О внесении изменений в областной закон "О муниципальных выборах в Ленинградской области".

Изменения коснулись, в частности, условий выдвижения кандидатов и поддержки их выдвижения, порядка представления документов для регистрации кандидатов в избирательную комиссию, условий проведения предвыборной агитации, а также порядка голосования.

Исключены положения, регулировавшие вопросы подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Введен запрет на участие в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Определено, что лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за непроведение правомочного заседания в течение трех месяцев подряд (за исключением тех лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за такое бездействие), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Урегулированы вопросы финансового обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов.

Так, предусмотрена возможность производства расчетов между кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, и физическими лицами за выполнение работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией, как в безналичном порядке, так и за наличный расчет.

Закреплена норма, согласно которой строка "Против всех кандидатов" ("Против всех муниципальных списков кандидатов") в избирательном бюллетене не помещается.

Для изменений в сфере областного законодательства о выборах и референдумах характерны общие положения.

Во-первых, в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря
2014 года № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи
с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" с 1 января 2016 года изменяются требования к помещению для голосования. Теперь при оборудовании помещений для голосования должны будут обеспечиваться условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами.

Во-вторых, предусматривается обязательное размещение Избирательной комиссией Ленинградской области на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о поступлении средств на специальный избирательный счет (в избирательный фонд кандидатов, на специальный счет фонда референдума) и расходовании этих средств.

Приводятся перечни сведений, подлежащих обязательному размещению.

Областной закон от 13 апреля 2015 года № 26-оз "О внесении изменений в областной закон "О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области".

Законом уточнен порядок создания контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях, скорректирован и расширен перечень основных направлений их деятельности.

Уточнены полномочия Избирательной комиссии Ленинградской области, определены различные варианты взаимодействия Избирательной комиссии Ленинградской области с иными органами и организациями.

В течение 2015 года вносились изменения в областной закон от 20 марта 2015 года № 21-оз "О звании "Почетный гражданин Ленинградской области":

Областной закон от 16 февраля 2015 года № 10-оз "О внесении изменения в статью 6 областного закона "О звании "Почетный гражданин Ленинградской области".

Конкретизирован порядок присвоения звания "Почетный гражданин Ленинградской области".

Установлено, что решение о присвоении указанного звания принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания Ленинградской области тайным голосованием с использованием электронной системы подсчета голосов на одном из очередных заседаний Законодательного собрания Ленинградской области, проводимых в течение года, но не позднее 30 июня, и оформляется постановлением Законодательного собрания Ленинградской области без дополнительного голосования.

Областной закон от 28 декабря 2015 года № 142-оз "О внесении изменений в областной закон "О звании "Почетный гражданин Ленинградской области".

Увеличен размер ежегодной денежной выплаты, установленной лицу, удостоенному звания "Почетный гражданин Ленинградской области",
с 50 000 рублей до 75 000 рублей.

Областной закон от 13 апреля 2015 года № 29-оз "О внесении изменений в областные законы "О соглашениях об осуществлении международных
и внешнеэкономических связей Ленинградской области" и "О соглашениях Ленинградской области об осуществлении межрегиональных связей".

Внесены изменения уточняющего характера, касающиеся, в частности, вопросов хранения и опубликования таких соглашений.

Определено, что тексты соглашений, заключенных органами государственной власти Ленинградской области, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном областным законом о правовых актах Ленинградской области.

Кроме того, изменениями в областной закон от 7 марта 2012 года № 16-оз "О соглашениях Ленинградской области об осуществлении межрегиональных связей" скорректирован перечень основных требований к содержанию соглашений.

Областной закон от 12 ноября 2015 года № 111-оз "О внесении изменений в статьи 4 и 7 областного закона "О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Ленинградской области".

 Областной закон принят в целях приведения в соответствие
с изменившимися нормами федерального законодательства.

Скорректированы нормы, в которых прописан порядок согласования
с федеральными органами исполнительной власти проектов соглашений
об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Ленинградской области, а также порядок вступления этих документов в силу. Определено, в частности, что обязательным условием для вступления соглашения в силу является осуществление процедуры его государственной регистрации.

Областной закон от 19 октября 2015 года № 94-оз "О внесении изменения в статью 8 областного закона "О правовых актах Ленинградской области".

Изменение направлено на оптимизацию порядка размещения (опубликования) правовых актов Ленинградской области и предусматривает, что размещение (опубликование) правовых актов Ленинградской области на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) осуществляется уполномоченным Правительством Ленинградской области органом исполнительной власти и (или) государственным учреждением Ленинградской области.

Областной закон от 13 ноября 2015 года № 114-оз "Об общественном контроле в Ленинградской области".

Установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.

Определена компетенция Законодательного собрания, Губернатора
и Правительства Ленинградской области в указанной сфере.

Предусмотрено, что общественный контроль осуществляется гражданами как лично (в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных палат, советов, наблюдательных комиссий, инспекций, групп общественного контроля. Регламентирован порядок их деятельности.

К формам общественного контроля отнесены: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования, а также общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.

На подконтрольные органы и организации возложена обязанность по рассмотрению направленных им итоговых документов, подготовленных порезультатам общественного контроля, и направлению обоснованных ответов.

Урегулированы вопросы посещения субъектами общественного контроля подконтрольных органов и организаций.

Действие областного закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

Областной закон от 13 ноября 2015 года № 115-оз "О патриотическом воспитании в Ленинградской области".

Определены предмет правового регулирования, цели, задачи и полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере патриотического воспитания.

Сформулировано понятие патриотического воспитания – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области по формированию у граждан высокого патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей, верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Определены его основные цели, принципы, задачи и направления.

К методам реализации основных направлений отнесены: нормативное правовое регулирование в области патриотического воспитания; научное
и методическое обеспечение функционирования его системы; создание социальных, правовых, организационных условий для воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями, активной гражданской позицией, а также формирование у детей и молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, уважительного отношения к традициям и истории России; формирование позитивного отношения общества к военной и правоохранительной службам и положительной мотивации у жителей Ленинградской области к выполнению воинского долга.

Разграничены полномочия органов государственной власти в указанной сфере.

В 2015 году была продолжена работа Законодательного собрания по совершенствованию основного законодательного акта Ленинградской области: областной закон от 27 июля 2015 года № 80-оз "О внесении изменений
в областной закон "Устав Ленинградской области".

Принят в связи с изменением федерального законодательства в сфере стратегического планирования.

Вносимые изменения касаются полномочий представительных
и исполнительных органов государственной власти Ленинградской области.

Установлено, в частности, что Законодательное собрание утверждает стратегию социально-экономического развития Ленинградской области, представленную Губернатором, а также изменения и дополнения к ней.

Разработка указанной стратегии отнесена к полномочиям Правительства Ленинградской области.

Областной закон от 19 октября 2015 года № 100-оз "О внесении изменений в областной закон "Устав Ленинградской области" и отдельные областные законы в связи с введением новых государственных должностей Ленинградской области".

Предусмотренные изменения направлены на приведение Устава Ленинградской области в соответствие с федеральным законодательством, а также на оптимизацию структуры и системы исполнительной власти Ленинградской области в целях повышения эффективности процесса управления и принятия управленческих решений.

Согласно изменениям, внесенным в Устав Ленинградской области,
в состав Правительства Ленинградской области включены первый заместитель Председателя Правительства и заместители Председателя Правительства, которые назначаются на должность Губернатором по согласованию с Законодательным собранием.

Скорректирован перечень полномочий Губернатора. Установлено,
в частности, что Губернатор в числе прочего координирует и контролирует деятельность первого вице-губернатора и вице-губернаторов, ранее входивших в состав Правительства (согласно изменениям они не входят в состав Правительства и назначаются на должности Губернатором Ленинградской области без согласования с Законодательным собранием Ленинградской области), определяет их полномочия, а также права и обязанности членов Правительства.

Уточнен порядок временного исполнения обязанностей Губернатора. Теперь в случаях, когда он не может исполнять свои обязанности, их временно исполняют первый вице-губернатор (в отношении обязанностей высшего должностного лица Ленинградской области с учетом установленных ограничений) и первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области (в отношении обязанностей Председателя).

Областной закон от 28 октября 2015 года № 101-оз "О внесении изменений в областной закон "Устав Ленинградской области".

Скорректирован порядок временного исполнения обязанностей Губернатора Ленинградской области.

Установлено, в частности, что в случаях, когда Губернатор не может исполнять свои обязанности (за исключением случаев, когда временно исполняющий обязанности назначается Президентом РФ), его обязанности в соответствии с правовым актом Губернатора и с учетом ограничений, приведенных в статье 23 Устава, временно исполняют:

лицо, определенное Губернатором из числа лиц, замещающих государственные должности в Администрации Ленинградской области, – в отношении обязанностей высшего должностного лица Ленинградской области, включая подписание правовых актов Губернатора;

первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской
области – в отношении обязанностей Председателя, включая подписание правовых актов Правительства при условии предварительного согласования их проектов с лицом, определенным Губернатором для временного исполнения обязанностей высшего должностного лица Ленинградской области.

Областной закон от 12 ноября 2015 года № 108-оз "О внесении изменений в статьи 20 и 29 областного закона "Устав Ленинградской области".

Изменения обусловлены необходимостью приведения основного закона области в соответствие с изменившимися нормами федерального законодательства, касающимися правил назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации.

Законодательным собранием Ленинградской области в 2015 году отклонено 4 проекта областных законов, рассмотренных постоянной комиссией как профильной:

"О внесении изменения в областной закон "О выборах Губернатора Ленинградской области" (постановление от 29 апреля 2015 года № 485) (проектом предусматривалось самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица Ленинградской области – Губернатора Ленинградской области);

"О внесении изменений в областной закон "О муниципальных выборах в Ленинградской области" (постановление от 29 мая 2015 года № 604);

"Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля на территории Ленинградской области" (постановление от 29 мая 2015 года № 617) (законопроект разрабатывался в целях урегулирования отдельных вопросов организации и осуществления общественного контроля на территории Ленинградской области);

"О внесении изменений в областной закон "О звании "Почетный гражданин Ленинградской области" (постановление от 7 декабря 2015 года № 1601) (законопроектом предлагалось ввести запрет на присвоение звания "Почетный гражданин Ленинградской области" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или Ленинградской области, и предусмотреть, что обращение с ходатайством о присвоении одному и тому же кандидату звания "Почетный гражданин Ленинградской области"  возможно не более двух раз.

По рекомендации постоянной комиссии как профильной Законодательным собранием Ленинградской области принято 70 постановлений, в том числе:

Об утверждении плана законотворческой деятельности Законодательного собрания Ленинградской области на первое полугодие 2015 года (постановление от 28 января 2015 года № 36), на второе полугодие 2015 года (постановление от 8 июля 2015 года № 894) и на первое полугодие 2016 года (постановление от 23 декабря 2015 года № 1778);

О внесении изменения в состав Консультативного совета предпринимателей при Законодательном собрании Ленинградской области (постановление от 28 января 2015 года № 41); 

О внесении изменений в Положение о Почетном знаке Законодательного собрания Ленинградской области (постановление от 25 марта 2015 года № 316) (изменения направлены на установление более четкого и детализированного порядка, регламентирующего последовательность действий по внесению, рассмотрению и принятию решения о награждении Почетным знаком. В частности, уточняется перечень лиц, которые вправе вносить ходатайство о награждении Почетным знаком. В качестве самостоятельного заявителя выделяется Председатель Законодательного собрания.

Уточнены предельные сроки внесения ходатайства о награждении Почетным знаком (даты 1 февраля и 1 июня заменены на даты 1 мая и 1 октября).

Установлены сроки принятия решения о награждении Почетным знаком (июнь и ноябрь);

О докладе о состоянии законодательства Ленинградской области в 2014 году (постановление от 29 апреля 2015 года № 505); 

О досрочном освобождении от обязанностей члена Избирательной комиссии Ленинградской области с правом решающего голоса А.А. Данилюк (постановление от 29 мая 2015 года № 636);

Об изменении состава Общественной палаты Ленинградской области (постановление от 29 мая 2015 года № 637);

Об изменении состава Избирательной комиссии Ленинградской области (постановление от 11 июня 2015 года № 730); 

О присвоении П.А. Лабутину звания "Почетный гражданин Ленинградской области" (постановление от 26 июня 2015 года №  800); 

О присвоении Ю.Ф. Ярову звания "Почетный гражданин Ленинградской области" (постановление от 26 июня 2015 года № 801);

О начале процедуры назначения члена Общественной палаты Ленинградской области от Законодательного собрания Ленинградской области (постановление от 28 октября 2015 года № 1348);

О назначении члена Общественной палаты Ленинградской области
от Законодательного собрания Ленинградской области (постановление от 7 декабря 2015 года № 1609);

Об установлении размера премий и квот на награждение Почетным дипломом и Благодарностью Законодательного собрания Ленинградской области и установлении квот на награждение Почетной грамотой Законодательного собрания Ленинградской области, Благодарностью Председателя Законодательного собрания Ленинградской области, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ленинградской области, Благодарственным письмом Председателя Законодательного собрания Ленинградской области и Благодарственным письмом депутата Законодательного собрания Ленинградской области на 2016 год (постановление  от 23 декабря 2015 года № 1779).