Отчет о деятельности постоянной комиссии по образованию и науке в 2015 году

 

Постоянная комиссия по образованию и науке (далее – постоянная комиссия) в указанный период провела 13 заседаний, на которых рассмотрено 134 вопроса (20 проектов областных законов (в том числе по профилю постоянной комиссии – 3), 10 проектов постановлений Законодательного собрания, 52 проекта федеральных законов, 23 законодательные инициативы
и 6 обращений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, 17 обращений организаций и граждан).

За отчетный период члены постоянной комиссии приняли участие
в подготовке и экспертизе проектов областных законов, соответствующих ее профилю.

По рекомендации постоянной комиссии Законодательным собранием
за указанный период принято три областных закона:

от 13 апреля 2015 года № 30-оз "О внесении изменений в отдельные областные законы  Ленинградской области в сфере образования". Указанный областной закон разработан председателем постоянной комиссии В.О. Цоем совместно с правовым управлением аппарата Законодательного собрания Ленинградской области. Принятие закона обусловлено приведением областного законодательства в соответствие с федеральным в части терминологии
и некоторых положений, используемых в отдельных областных законах, регулирующих отношения в сфере образования.

Указанным областным законом внесены изменения в следующие областные законы: от 10 января 1999 года № 2-оз "О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и льготах, предоставляемых приемной семье", от 28 июля 2005 года № 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в  Ленинградской области", от 30 июля 2006 года № 46-оз
"Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных организациях, расположенных на территории  Ленинградской области",
от 12 июля 2011 года № 53-оз "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию";

от 16 июня 2015 года № 59-оз "О постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в  Ленинградской области". Инициаторами указанного областного закона выступили Губернатор  Ленинградской области и прокурор Ленинградской области.

Областной закон разработан в целях создания института сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия данной категории детей в социальной адаптации, защите и реализации прав, в том числе на жилище, в получении дальнейшего образования, трудоустройстве, организации досуга.

Указанный областной закон является новацией не только для законодательства Ленинградской области: менее чем в 20 субъектах Российской Федерации приняты аналогичные законы, регулирующие порядок организации постинтернатного сопровождения указанной категории детей.

Ежегодно в Ленинградской области детские дома и школы-интернаты выпускают более 250 воспитанников, 70 процентов из которых – дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей: более 160 таких детей нуждаются в социальной адаптации. Выпускники детских-домов и школ-интернатов сталкиваются с трудностями в социализации, проблемами оформления документов на жилое помещение, сложностями в трудоустройстве, оформлением пенсий и других социальных доплат и многими другими проблемами.

Указанным областным законом предполагается создание специальных подразделений на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основная функция которых – подбор и подготовка наставников, оказывающих социально-педагогическое сопровождение. Закон включает отдельную статью, которая определяет полномочия и обязанности наставников, а также условия для лиц, желающих стать наставниками;

от 29 декабря 2015 года № 151-оз "Об установлении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав
на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования
в муниципальных дошкольных образовательных организациях
в Ленинградской области, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях в Ленинградской области и обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Ленинградской области на 2016 год".

Указанный областной закон принят в соответствии со статьей 4 областного закона от 24 февраля 2014 года № 6-оз "Об образовании в Ленинградской области", которой определены  полномочия Законодательного собрания Ленинградской области в сфере образования, в том числе – принятие областных законов об установлении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Постоянная комиссия стала инициатором принятия обращения депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко по вопросу строительства специализированного жилищного фонда на территории  Ленинградской области (постановление Законодательного собрания Ленинградской области
от 29 мая 2015 года № 643). Указанное обращение обусловлено правовой коллизией федерального законодательства, вследствие которой право педагогических работников на предоставление жилья вне очереди
не реализуется на практике. Указанным обращением предложено вернуться
к практике строительства специализированного жилья на территории Ленинградской области, учитывая существующие очереди на получение жилья педагогическими и иными работниками, признанными нуждающимися
в улучшении жилищных условий.

За отчетный период рассмотрено 17 обращений организаций и граждан. Все обращения, поступившие в адрес постоянной комиссии, внимательно анализировались и намечались пути их реализации. Так, например: постоянной комиссией рассмотрено обращение главы муниципального образования Подпорожский муниципальный район Ленинградской области В.В. Мосихина по вопросу о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в части внесения изменений
в федеральное законодательство, регулирующее вопросы федеральной социальной выплаты несовершеннолетнему пенсии по случаю потери кормильца или по инвалидности.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает общие основания для приостановления выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в период осуществления трудовой деятельности всем пенсионерам без исключения, в том числе несовершеннолетним детям, получающим федеральную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца или к пенсии по инвалидности. Как следствие, желая улучшить материальное положение своей семьи, указанная категория несовершеннолетних лишается дополнительной материальной поддержки государства.

Законодательным собранием Ленинградской области принято постановление от 7 декабря 2015 года № 1618 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и направлено
в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и получения заключения.

Постоянной комиссией рассмотрен протест прокурора Ленинградской области на областной закон от 28 июля 2005 года № 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" (в части порядка формирования списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей).

Законодательным собранием Ленинградской области указанный протест признан обоснованным и подлежащим удовлетворению (постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня 2015 года) № 799.

В соответствии с данным постановлением Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон от 21 декабря 2015 года
№ 131-оз "О внесении изменений в областной закон "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области". С целью устранения нарушения законодательства указанным областным законом исключены слова, которые свидетельствуют о существовании очередности в процессе формирования списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрено обращение Уполномоченного по правам человека
в Ленинградской области С.С. Шабанова по вопросу обеспечения автошкол специализированными автотранспортными средствами, оборудованными ручным управлением. Обращение обусловлено поступающими жалобами
от людей с ограниченными возможностями здоровья на недоступность обучения вождению по причине отсутствия специализированного автотранспорта в муниципальных образованиях  Ленинградской области.

Наравне с другими гражданами люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение вождению автотранспортных средств. Одним из основных условий обучения данной категории лиц вождению является наличие специализированного учебного автотранспортного средства, оборудованного ручным управлением.

Отсутствие возможности получения водительского удостоверения и, как следствие, утрата мобильности, значительно ухудшают возможность данной категории лиц социально адаптироваться в обществе. Значительная часть людей с ограниченными возможностями здоровья, которая по объективным причинам не имеет возможности пользоваться общественным транспортом, крайне нуждается в личном автотранспорте как в единственно возможном средстве передвижения.

Постоянная комиссия инициировала принятие постановлений Законодательного собрания Ленинградской области по организации
и проведению следующих конкурсов:

от 28 января 2015 года № 37 "Об участии Законодательного собрания Ленинградской области в организации и проведении Десятого Всероссийского конкурса молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу "Моя законотворческая инициатива" на территории Ленинградской области";

от 25 февраля 2015 года № 175 "О проведении регионального конкурса ученических проектов "Наша новая школа";

от 25 февраля 2015 года № 176 "О проведении региональной олимпиады имени Леонарда Эйлера учителей математики Ленинградской области";

от 25 февраля 2015 года № 177 "О проведении областного музыкального конкурса среди учащейся молодежи  Ленинградской области "Голос русской души";

от 25 марта 2015 года № 321 "О проведении регионального конкурса любителей русской словесности";

от 25 марта 2015 года № 322 "О проведении регионального творческого конкурса среди школьников  Ленинградской области "Моя Олимпиада", посвященного занятиям физической культурой и спортом в их семьях";

от 25 марта 2015 года № 323 "О проведении регионального творческого конкурса среди школьников и студентов  Ленинградской области "Заветная лира";

от 30 сентября 2015 года № 1178 "О проведении IV областного конкурса молодых специалистов образовательных организаций Ленинградской области "Педагогические надежды".

Указанные конкурсы направлены на выявление талантливой молодежи, развитие научного и творческого потенциала школьников  Ленинградской области, привлечение к изучению русского языка, литературы, математики. В конкурсах приняли участие учащиеся образовательных организаций 18 районов Ленинградской области, победители отмечены ценными призами.

Члены постоянной комиссии принимали активное участие в слушаниях, заседаниях, "круглых столах".

По решению постоянной комиссии в парламентских слушаниях на тему: "Правовые основы и тенденции развития семейного отдыха и оздоровления детей", которые состоялись 26 февраля 2015 года в Малом зале Государственной Думы, от Законодательного собрания Ленинградской области участие принял П.В. Воробьев. Темами слушаний стали актуальные вопросы развития системы отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации и совершенствование российской системы детского отдыха.

От Законодательного собрания Ленинградской области в "круглом столе" на тему: "Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям", который состоялся 25 июня 2015 года в Москве, приняла участие В.А. Коваленко. Обсуждались темы повышения престижа рабочих профессий, укрепления кадрового потенциала организаций среднего профессионального образования и потребности в разработке более современных образовательных программ.

Очередное заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе состоялось
4-5 июня 2015 года на базе Архангельского областного Собрания депутатов.
От Законодательного собрания Ленинградской области в указанном заседании приняли участие В.О. Цой и В.А. Коваленко. Заседание включало ряд совещаний, которые прошли на базе Северного (Арктического) федерального университета, Архангельского областного института открытого образования, областного Дворца детского и юношеского творчества. На заседании обсудили ход реализации в регионах Северо-Запада России Концепции развития дополнительного образования детей. В.О. Цой выступил по указанной теме
с докладом о реализации Концепции дополнительного образования
в Ленинградской области.

По решению постоянной комиссии в заседании "круглого стола" на тему: "Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации", которое состоялось 23 октября 2015 года в Москве, приняла участие В.А. Коваленко. На указанном заседании затрагивались такие проблемы, как обеспеченность школ учебниками и качество учебной литературы.