Отчет о деятельности постоянной комиссии по образованию и науке в 2015 году
Постоянная комиссия
по образованию и науке (далее – постоянная комиссия) в указанный период провела
13 заседаний, на которых рассмотрено 134 вопроса (20 проектов областных законов
(в том числе по профилю постоянной комиссии – 3), 10 проектов постановлений
Законодательного собрания, 52 проекта федеральных законов, 23 законодательные
инициативы
и 6 обращений законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации, 17 обращений организаций и граждан).
За отчетный период члены
постоянной комиссии приняли участие
в подготовке и экспертизе проектов областных законов, соответствующих ее
профилю.
По рекомендации постоянной
комиссии Законодательным собранием
за указанный период принято три областных закона:
от 13 апреля 2015 года №
30-оз "О внесении изменений в отдельные областные законы Ленинградской
области в сфере образования". Указанный областной закон разработан председателем
постоянной комиссии В.О. Цоем совместно с правовым управлением аппарата
Законодательного собрания Ленинградской области. Принятие закона обусловлено
приведением областного законодательства в соответствие с федеральным в части
терминологии
и некоторых положений, используемых в отдельных областных законах, регулирующих
отношения в сфере образования.
Указанным областным законом
внесены изменения в следующие областные законы: от 10 января 1999 года № 2-оз
"О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и льготах,
предоставляемых приемной семье", от 28 июля 2005 года № 65-оз "О
дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Ленинградской области", от 30 июля 2006 года № 46-оз
"Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных
организациях, расположенных на территории Ленинградской области",
от 12 июля 2011 года № 53-оз "О мерах по предупреждению причинения
вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию";
от 16 июня 2015 года № 59-оз
"О постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области".
Инициаторами указанного областного закона выступили Губернатор Ленинградской
области и прокурор Ленинградской области.
Областной закон разработан в целях создания института сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия данной категории детей в социальной адаптации, защите и реализации прав, в том числе на жилище, в получении дальнейшего образования, трудоустройстве, организации досуга.
Указанный областной закон является новацией не только для законодательства Ленинградской области: менее чем в 20 субъектах Российской Федерации приняты аналогичные законы, регулирующие порядок организации постинтернатного сопровождения указанной категории детей.
Ежегодно в Ленинградской
области детские дома и школы-интернаты выпускают более 250 воспитанников, 70
процентов из которых – дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей: более 160 таких детей нуждаются в
социальной адаптации. Выпускники детских-домов и школ-интернатов сталкиваются с
трудностями в социализации, проблемами оформления документов на жилое
помещение, сложностями в трудоустройстве, оформлением пенсий и других
социальных доплат и многими другими проблемами.
Указанным областным законом предполагается создание специальных подразделений на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основная функция которых – подбор и подготовка наставников, оказывающих социально-педагогическое сопровождение. Закон включает отдельную статью, которая определяет полномочия и обязанности наставников, а также условия для лиц, желающих стать наставниками;
от 29 декабря 2015 года №
151-оз "Об установлении нормативов финансового обеспечения государственных
гарантий реализации прав
на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования
в муниципальных дошкольных образовательных организациях
в Ленинградской области, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях в Ленинградской области и
обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных
общеобразовательных организациях в Ленинградской области на 2016 год".
Указанный областной закон
принят в соответствии со статьей 4 областного закона от 24 февраля 2014 года №
6-оз "Об образовании в Ленинградской области", которой
определены полномочия Законодательного собрания Ленинградской
области в сфере образования, в том числе – принятие областных законов об
установлении нормативов финансового
обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного
и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных
образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного
образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством
предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда,
приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за
исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Постоянная комиссия стала
инициатором принятия обращения депутатов Законодательного собрания
Ленинградской области к Губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко
по вопросу строительства специализированного жилищного фонда на территории
Ленинградской области (постановление Законодательного собрания Ленинградской
области
от 29 мая 2015 года № 643). Указанное обращение обусловлено правовой
коллизией федерального законодательства, вследствие которой право
педагогических работников на предоставление жилья вне очереди
не реализуется на практике. Указанным обращением предложено вернуться
к практике строительства специализированного жилья на территории Ленинградской
области, учитывая существующие очереди на получение жилья педагогическими и
иными работниками, признанными нуждающимися
в улучшении жилищных условий.
За отчетный период рассмотрено 17 обращений
организаций и граждан. Все обращения, поступившие в адрес постоянной комиссии,
внимательно анализировались и намечались пути их реализации. Так, например: постоянной комиссией рассмотрено
обращение главы муниципального образования Подпорожский муниципальный район
Ленинградской области В.В. Мосихина по вопросу о внесении законодательной
инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в
части внесения изменений
в федеральное законодательство, регулирующее вопросы федеральной социальной
выплаты несовершеннолетнему пенсии по случаю потери кормильца или по
инвалидности.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает общие основания для приостановления выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в период осуществления трудовой деятельности всем пенсионерам без исключения, в том числе несовершеннолетним детям, получающим федеральную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца или к пенсии по инвалидности. Как следствие, желая улучшить материальное положение своей семьи, указанная категория несовершеннолетних лишается дополнительной материальной поддержки государства.
Законодательным собранием Ленинградской области
принято постановление от 7 декабря 2015 года № 1618 "О
законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по
внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 121
Федерального закона "О государственной социальной помощи" и направлено
в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и получения заключения.
Постоянной комиссией
рассмотрен протест прокурора Ленинградской области на областной закон от 28 июля 2005 года № 65-оз "О
дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Ленинградской области" (в части порядка
формирования списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей).
Законодательным собранием Ленинградской области указанный протест признан обоснованным и подлежащим удовлетворению (постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня 2015 года) № 799.
В соответствии с данным
постановлением Законодательным собранием Ленинградской области принят областной
закон от 21 декабря 2015 года
№ 131-оз "О внесении изменений в областной закон "О
дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Ленинградской области". С целью устранения нарушения
законодательства указанным областным законом исключены слова, которые
свидетельствуют о существовании очередности в процессе формирования списка
подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие возможности получения водительского удостоверения и, как следствие, утрата мобильности, значительно ухудшают возможность данной категории лиц социально адаптироваться в обществе. Значительная часть людей с ограниченными возможностями здоровья, которая по объективным причинам не имеет возможности пользоваться общественным транспортом, крайне нуждается в личном автотранспорте как в единственно возможном средстве передвижения.
Постоянная комиссия инициировала принятие
постановлений Законодательного собрания Ленинградской области по организации
и проведению следующих конкурсов:
от 28 января 2015 года № 37 "Об участии Законодательного собрания Ленинградской области в организации и проведении Десятого Всероссийского конкурса молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу "Моя законотворческая инициатива" на территории Ленинградской области";
от 25 февраля 2015 года № 175 "О проведении регионального конкурса ученических проектов "Наша новая школа";
от 25 февраля 2015 года № 176 "О проведении региональной олимпиады имени Леонарда Эйлера учителей математики Ленинградской области";
от 25 февраля 2015 года № 177 "О проведении областного музыкального конкурса среди учащейся молодежи Ленинградской области "Голос русской души";
от 25 марта 2015 года № 321 "О проведении регионального конкурса любителей русской словесности";
от 25 марта 2015 года № 322 "О проведении регионального творческого конкурса среди школьников Ленинградской области "Моя Олимпиада", посвященного занятиям физической культурой и спортом в их семьях";
от 25 марта 2015 года № 323 "О проведении регионального творческого конкурса среди школьников и студентов Ленинградской области "Заветная лира";
от 30 сентября 2015 года № 1178 "О проведении IV областного конкурса молодых специалистов образовательных организаций Ленинградской области "Педагогические надежды".
Указанные конкурсы направлены на выявление талантливой молодежи, развитие научного и творческого потенциала школьников Ленинградской области, привлечение к изучению русского языка, литературы, математики. В конкурсах приняли участие учащиеся образовательных организаций 18 районов Ленинградской области, победители отмечены ценными призами.
Члены постоянной комиссии принимали активное участие в слушаниях, заседаниях, "круглых столах".
По решению постоянной комиссии в парламентских слушаниях на тему: "Правовые основы и тенденции развития семейного отдыха и оздоровления детей", которые состоялись 26 февраля 2015 года в Малом зале Государственной Думы, от Законодательного собрания Ленинградской области участие принял П.В. Воробьев. Темами слушаний стали актуальные вопросы развития системы отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации и совершенствование российской системы детского отдыха.
От Законодательного собрания Ленинградской области в "круглом столе" на тему: "Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям", который состоялся 25 июня 2015 года в Москве, приняла участие В.А. Коваленко. Обсуждались темы повышения престижа рабочих профессий, укрепления кадрового потенциала организаций среднего профессионального образования и потребности в разработке более современных образовательных программ.
Очередное заседание
постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по
образованию, науке и высшей школе состоялось
4-5 июня 2015 года на базе Архангельского областного Собрания депутатов.
От Законодательного собрания Ленинградской области в указанном заседании
приняли участие В.О. Цой и В.А. Коваленко. Заседание включало ряд
совещаний, которые прошли на базе Северного (Арктического) федерального
университета, Архангельского областного института открытого образования,
областного Дворца детского и юношеского творчества. На заседании обсудили ход
реализации в регионах Северо-Запада России Концепции развития дополнительного
образования детей. В.О. Цой выступил по указанной теме
с докладом о реализации Концепции дополнительного образования
в Ленинградской области.
По решению постоянной комиссии в заседании "круглого стола" на тему: "Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации", которое состоялось 23 октября 2015 года в Москве, приняла участие В.А. Коваленко. На указанном заседании затрагивались такие проблемы, как обеспеченность школ учебниками и качество учебной литературы.