Отчет о деятельности постоянной комиссии по экологии и природопользованию в 2015 году

 

За 2015 год комиссией по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области (далее – постоянная комиссия) проведено 12 заседаний. На заседаниях было рассмотрено 84 вопроса, в том числе 17 проектов областных законов, 29 проектов федеральных законов и 10 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации,
28 обращений организаций и граждан.

По рекомендации постоянной комиссии как профильной Законодательным собранием были рассмотрены и приняты следующие областные законы:

от 12 мая 2015 года № 43-оз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области в сфере лесных отношений". Инициаторы – депутаты Законодательного собрания Ленинградской области С.И. Бутузов, М.Т. Вивсяный, В.М. Кострица.

Закон приводит в соответствие с нормами федерального законодательства отдельные положения областных законов, регулирующих отношения в сфере лесопользования на территории Ленинградской области. Так, в соответствии
со статьей 1 закона определение понятия "недревесные лесные ресурсы", содержащееся в статье 1 областного закона от 13 ноября 2007 года № 160-оз
"О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд", приводится в соответствие с частью 2 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 закона часть 2 статьи 2 областного закона от 11 декабря 2007 года № 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" предлагается дополнить новой нормой, в соответствии с которой пребывание граждан
в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством
и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Также указанным областным законом приведены в соответствие с федеральным законодательством следующие областные законы:

10 декабря 2009 года № 99-оз "Об установлении исключительных случаев заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников";

от 7 октября 2010 года № 57-оз "Об установлении исключительных случаев осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений";

от 18 июня 2015 года № 61-оз "О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области". Инициаторы – депутаты Законодательного собрания Ленинградской области Л.Я. Лебедев, В.А. Дюбков, А.В. Пониматкин, Д.В. Соловьев.

Закон устанавливает обязательную регистрацию собак, кошек и лошадей, а также добровольную регистрацию всех остальных животных и введение реестра зарегистрированных животных при условии введения животному электронного носителя информации (микрочипа) с записанными персональными данными собственника;

от 12 октября 2015 года № 88-оз "О внесении изменений в статьи 1 и 2 областного закона "О предоставлении в пользование участков недр местного значения на территории Ленинградской области". Инициатор – Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.

Закон разработан в целях приведения законодательства Ленинградской области, регулирующего порядок предоставления в пользование участков недр, распоряжение которыми отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствие с законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

от 19 октября 2015 года № 91-оз  "О внесении изменений в статьи 8 и 9 областного закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов
в Ленинградской области". Инициаторы – депутаты Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, С.И. Бутузов, И.Ф. Хабаров.

Законом вносятся   изменения  в  областной закон от 21 июня 2013 года № 35-оз "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Ленинградской области" в целях его приведения в соответствие с действующим федеральным  и областным законодательствами. Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 201-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов отнесено: обеспечение изготовления удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов по образцам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; выдача и замена удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов, аннулирование таких удостоверений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проведение проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; отстранение производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; отстранение производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также закон в соответствии
с положениями федерального законодательства  наделяет данными полномочиями уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий государственное управление в сфере отношений, связанных с охраной, контролем и регулированием использования объектов животного мира и среды их обитания в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

от 19 октября 2015 года № 95-оз "О внесении изменений в статьи 3 и 6 областного закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов
в Ленинградской области". Инициатор – Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.

Законом вносятся изменения в областной закон от 21 июня 2013 года № 35-оз "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Ленинградской области" в целях приведения его в соответствие с решением Ленинградского областного суда от 29 января 2015 года (принятым в окончательной форме
3 февраля 2015 года) по делу № 3-15/2015, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2015 года
и вступившим в законную силу. Согласно указанному решению Суда положения пунктов 3 и 6 областного закона № 35-оз имеют неоднозначное толкование и не обеспечивают единообразного их понимания правоприменителями, в связи с чем их сохранение приводит к нарушению требований определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования;

от 13 ноября 2015 года № 113-оз "О внесении изменения в статью 2 областного закона "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области". Инициатор – Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.

Закон разработан в целях приведения законодательства Ленинградской области, регулирующего порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установление которых отнесено
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствие с частью 2 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации. В большинстве случаев гражданам предоставляется право на заготовку древесины для собственных нужд в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений. Как правило, в границах лесосеки произрастают деревья как хвойных пород (хвойное хозяйство), так и лиственных пород (лиственное хозяйство). Таким образом, закон обеспечивает возможность заготовки гражданами для собственных нужд дровяной древесины по хвойному хозяйству.

Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон
от 28 июня 2007 года № 108-оз "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области" отклонен Законодательным собранием Ленинградской области. Инициатор – совет депутатов муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области. 

На основании заключения Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко к указанному проекту областного закона образована временная рабочая группа по доработке проекта областного закона (постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 30 сентября 2015 года № 1172 "О продлении срока рассмотрения проекта областного закона "О внесении изменений в областной закон от 28 июня 2007 года № 108-оз
"Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области" и об образовании временной рабочей группы по доработке проекта областного закона
"О внесении изменений в областной закон от 28 июня 2007 года № 108-оз
"Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области". Временная рабочая группа под руководством заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области – председателя постоянной комиссии по экологии и природопользованию С.И. Бутузова провела два заседания. По итогам работы указанной временной рабочей группы направлены письма
в адрес Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко с просьбой поручить профильному комитету подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в части заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а также рассмотреть вопрос о возможности заключения соглашений с арендаторами лесных участков на поставку гражданам дровяной или деловой древесины по согласованным ценам и в адрес Исполнительного директора Совета муниципальных образований Ленинградской области А.А. Бондарь с просьбой  направить в адрес временной рабочей группы информацию об исполнении областного закона от 28 июня 2007 года № 108-оз "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области". Необходимая информация получена временной рабочей группой. Работа временной рабочей группы по изменению законодательства  с целью улучшения предоставления услуг по заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области будет продолжена.

На рассмотрении в постоянной комиссии находится проект областного закона "Об экологическом просвещении, экологическом образовании
и формировании экологической культуры на территории Ленинградской области". Инициатор – депутат Законодательного собрания Ленинградской области А.А. Перминов. Единый нормативный правовой законодательный акт
в сфере экологического просвещения, экологического образования
и формирования экологической культуры необходим, так как, по мнению депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, членов постоянной комиссии, такой закон позволит поднять общий уровень экологической культуры населения Ленинградской области. По инициативе постоянной комиссии Законодательным собранием образована временная рабочая группа по доработке указанного проекта областного закона (постановление Законодательного собрания Ленинградской области
от 30 сентября 2015 года № 1173 "О продлении срока рассмотрения проекта областного закона "Об экологическом просвещении, экологическом образовании и формировании экологической культуры на территории Ленинградской области" и об образовании временной рабочей группы по доработке проекта областного закона "Об экологическом просвещении, экологическом образовании и формировании экологической культуры на территории Ленинградской области". В результате работы временной рабочей группы разработана новая концепция проекта областного закона в данной сфере правового регулирования. Указанный проект областного закона направлен Губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко с целью разработки к закону финансово-экономического обоснования.

В целях мониторинга регионального и федерального законодательства
в сфере обращения с животными постоянной комиссией организован и проведен "круглый стол" на тему: "О реализации на территории Ленинградской области регионального законодательства в сфере обращения с животными".
В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Законодательного собрания Ленинградской области, представители общественных организаций, профильных комитетов Правительства Ленинградской области, администрации  Санкт-Петербурга. В ходе обсуждения указанного вопроса участниками "круглого стола" были высказаны предложения и замечания в целом по ситуации по обращению с безнадзорными животными на территории Ленинградской области. Обсуждались вопросы финансового и материального обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере обращения с безнадзорными животными. Участниками "круглого стола" приняты следующие рекомендации: Рекомендовать Правительству Ленинградской области: совместно
с Законодательным собранием Ленинградской области и Управлением ветеринарии Ленинградской области рассмотреть возможность внесения изменений в областной закон от 18 июня 2015 года № 61-оз "О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области" в части конкретизации понятия "собственник" и разработки положений о единой базе данных (реестре) зарегистрированных животных Ленинградской области,
в которой будет содержаться информация о животном, а также сведения о его собственнике;  рассмотреть возможность внесения изменений в Устав ветеринарных клиник, расположенных на территории Ленинградской области, в части участия в тендерах и заключения договоров с уполномоченным органом в муниципальных образованиях на обслуживание клиниками безнадзорных животных. Рекомендовать общественным организациям, осуществляющим деятельность по оказанию помощи  животным  на территории Ленинградской области, обращаться с вопросами и предложениями в постоянную комиссию.

По инициативе Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко рассмотрена постоянной комиссией и внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  законодательная инициатива Законодательного собрания Ленинградской области "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6.5 Федерального закона "О введении
в действие Водного кодекса Российской Федерации" (от 29 мая 2015 года № 641). Указанный проект федерального закона направлен на обеспечение сохранения, рационального использования, защиты и восстановления качества водных и иных видов природных ресурсов природно-хозяйственных комплексов Ладожского и Онежского озер, сохранение стратегического запаса ресурсов питьевого водоснабжения, благоприятной окружающей среды, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия территории четырех субъектов Российской Федерации и разработан в целях внесения изменений в порядок определения границ водоохраной зоны Ладожского и Онежского озер. Законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены Ладожское и Онежское озера, право установления ширины водоохраной зоны указанных озер. При этом предельный размер водоохраной зоны устанавливается равным трем километрам.

По предложению прокурора Ленинградской области и в результате мониторинга областного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также  по инициативе постоянной комиссии при Законодательном собрании Ленинградской области образована временная рабочая группа по приведению областного закона "Об обращении с отходами
в Ленинградской области" в соответствие с федеральным законодательством (постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 25 февраля 2015 года № 171). В состав указанной рабочей группы вошли депутаты Законодательного собрания Ленинградской области, представители профильных комитетов Правительства Ленинградской области. Цель создания рабочей группы – разработка областного закона в указанной сфере
и приведение норм регионального законодательства в соответствие
с изменениями федерального законодательства. Под руководством председателя постоянной комиссии С.И. Бутузова рабочая группа провела два заседания. По результатам заседаний профильным комитетом Правительства Ленинградской области разработан проект областного закона, который в настоящее время проходит согласование в Правительстве Ленинградской области, а затем будет внесен Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко в Законодательное собрание Ленинградской области для рассмотрения.

На заседаниях постоянной комиссии рассмотрены и поддержаны обращения от субъектов Российской Федерации в адрес Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства в сфере обращения и производства отходов. Председатель постоянной комиссии С.И. Бутузов принял участие в заседании Высшего экологического Совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему: "Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях реализации положений Федерального закона № 458-ФЗ "О внесении изменений
в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", проведенного Комитетом 17 декабря 2015 года. Об итогах участия в заседании Совета председателем постоянной комиссии С.И. Бутузовым сделано сообщение на заседании постоянной комиссии.

На базе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации создан Федеральный экологический совет. В соответствии
с решением постоянной комиссии в состав указанного Совета были делегированы следующие представители: Бутузов Сергей Иванович – заместитель Председателя Законодательного собрания Ленинградской области – председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию; Тарбаева Вероника Михайловна – председатель экспертно-консультативного совета при постоянной комиссии. Указанные представители приняли участие
в трех заседаниях Совета. Рекомендации Совета постоянная комиссия учитывает в своей работе.

Активное участие члены постоянной комиссии принимают в обсуждении проектов федеральных законов и законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. Так,  например, на одном из заседаний был поддержан проект федерального закона № 794421-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в целях закрепления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на территории субъекта Российской Федерации) – вносит Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Постоянная комиссия сотрудничает с депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по совместным вопросам в сфере экологии
и природопользования. Так, например, неоднократно проходили совместные встречи и выездные заседания постоянных комиссий по вопросу
об осуществлении законной деятельности предприятия СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор" в Тосненском районе Ленинградской области.