Отчет о деятельности постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности в 2014 году

 

За отчетный период постоянной комиссией по экономике, собственности,  инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленинградской области (далее – постоянная комиссия) проведено 15 заседаний, на которых рассмотрено 334 вопроса, из них 33 – по проектам областных законов, документов Федерального Собрания Российской Федерации – 224,
37 – по законодательным инициативам субъектов Российской Федерации (поддержано – 10, принято к сведению – 27), обращений организаций и
граждан – 40.

По рекомендации постоянной комиссии как профильной за отчетный период Законодательным собранием принято 4 областных закона:

областной закон от 8 мая 2014 года № 25-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области".

Областной закон принят в целях приведения норм областного закона
в соответствие с федеральным законодательством и областным законодательством.

Внесены следующие изменения в областной закон "Об участии Ленинградской области в хозяйственных обществах":

определено, что представителем Ленинградской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Ленинградская область, более не может быть орган по управлению имуществом;

в качестве вклада Ленинградской области в уставный капитал хозяйственного общества теперь не вносятся средства внебюджетных, в том числе валютных, фондов Ленинградской области;

конкретизировано, что представитель назначается органом по управлению имуществом (а не Губернатором области), решение об этом оформляется правовым актом органа по управлению имуществом. При этом полномочия общего собрания акционеров (участников) в хозяйственных обществах,
100% акций которых находятся в собственности Ленинградской области, осуществляются также органом по управлению имуществом;

скорректированы основания для досрочного прекращения полномочий представителя, вопросы назначения лиц представителями в органах управления и контроля хозяйственных обществ.

Изменениями к областному закону "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области" уточнено, какие лица либо органы являются владельцами объектов учета. Внесены коррективы в порядок государственной регистрации прав на госимущество, порядок финансирования деятельности по управлению госимуществом, порядок управления и распоряжения жилыми помещениями жилищного фонда области.

В изменениях к областному закону установлено, что объекты имущественной части казны могут быть переданы в безвозмездное пользование (за исключением объектов жилищного фонда), а также в доверительное управление;

областной закон от 9 июня 2014 года № 34-оз "О внесении изменений в статьи 1 и 2 областного закона "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области".

Областной закон разработан в связи с вступлением в силу федеральных законов от 2 июля 2013 года № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и в целях приведения областного закона Ленинградской области от 15 октября 2003 года № 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области" в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Областным законом уточняется, что работодателем выступает физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, и определяется, что при квотировании приема инвалидов для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;

Областной закон от 28 июля 2014 года №  52-оз "О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области.

Областной закон принят в целях дальнейшей реализации инвестиционной политики органов исполнительной власти Ленинградской области и направлен на создание благоприятных условий для стимулирования деятельности организаций по созданию и развитию индустриальных парков на территории Ленинградской области.

Областным законом определены обязательные условия, при которых присваивается статус индустриальному парку в Ленинградской области, порядок присвоения такого статуса, установлены меры государственной поддержки
на уровне субъекта Российской Федерации – Ленинградской области, направленные на стимулирование создания и развития инвестиционной инфраструктуры, а также определен порядок их предоставления;

областной закон от 6 октября 2014 года № 58-оз "О внесении изменений в статью 6 областного закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области".

Областным законом закреплено, что документы, необходимые для перевода земель или земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, устанавливаются Правительством Ленинградской области. Ранее состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, был определен областным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области". Также исключены положения о порядке подачи ходатайства.

По инициативе депутатов постоянной комиссии приняты постановления:

от 26 февраля 2014 года № 198 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Проект федерального закона разработан в целях прекращения практики регистрации прав собственности и ввода в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства, возведенных на вновь приобретенных земельных участках, то есть приобретенных после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации по упрощенной системе, в рамках так называемой "дачной амнистии".

По действующему законодательству до 1 марта 2015 года объекты индивидуального жилищного строительства вводятся в эксплуатацию без специального разрешения, что позволяет собственникам обходить требования соблюдения градостроительных, санитарных, противопожарных и иных норм.

Данная практика дискредитирует саму идею "дачной амнистии", целью которой являлась легализация прав на земельные участки, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть в период на праве пожизненного наследуемого владения
или постоянного (бессрочного) пользования), а также прав на строения
и сооружения, возведенные на этих земельных участках.

Кроме того, данный законопроект направлен на прекращение самовольного строительства многоквартирных жилых домов с нарушениями норм градостроительного и жилищного законодательств на земельных участках, не предназначенных для строительства таких домов. Пользуясь пробелами в законодательстве, земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов используются для возведения на них многоквартирных домов. При этом строительство ведется без получения в установленном порядке разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию и в отсутствие надлежащего контроля со стороны муниципальных органов.

Во избежание дальнейшего массового самовольного строительства многоквартирных домов на земельных участках, не отведенных для этих целей, предлагается изменить норму, предусматривающую до 1 марта 2015 года упрощенный порядок получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства;

от 23 апреля 2014 года № 451 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения кандидатур, назначения на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области и прекращения полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области".

Постановление принято для урегулирования указанного положения областного закона от 27 декабря 2013 года № 104-оз "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ленинградской области". Порядок рассмотрения кандидатур, назначение на должность и прекращение полномочий Уполномоченного по правам предпринимателей в Ленинградской области определяется в соответствии с данным постановлением Законодательным собранием Ленинградской области;

от 28 мая 2014 года №  551 "О назначении  на должность  Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области".

В соответствии с данным постановлением на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области официально назначена Рулева Елена Александровна сроком на пять лет;

от 22 октября 2014 года № 1194 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды предусмотрено проведение экологической экспертизы, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее – Закон № 174-ФЗ).

Государственная экологическая экспертиза (далее – экологическая экспертиза, экспертиза) носит заявительный характер, организуется уполномоченным государственным органом исполнительной власти на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", проводится на платной основе за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, и является государственной услугой.

Согласно положениям Закона № 174-ФЗ экспертиза проводится экспертной комиссией, в состав которой включаются внештатные эксперты, а именно специалисты, обладающие научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченные по согласованию с ними к проведению экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии посредством заключения договора (контракта) по конкретным объектам в сроки и процедуры, установленные законодательством в области экологической экспертизы на основании правового акта об утверждении состава экспертной комиссии органа  исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Затраты, включаемые в смету расходов на проведение экспертизы, установлены федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, определяются по каждому объекту экспертизы и складываются из основных и накладных расходов.

Основные расходы включают в себя расходы на оплату труда внештатных экспертов экспертизы и расходы на уплату страховых взносов в фонды Российской Федерации в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации, и являются фиксированными.

Накладные расходы на проведение экспертизы состоят в том числе из расходов на компенсацию затрат, связанных с выездом внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы, и прочих накладных расходов.

Таким образом, выбор специалистов в целях последующего привлечения их в качестве внештатных экспертов основан на их научных и (или) практических познаниях и достижениях, срок и процедура заключения договоров на возмездное оказание услуг по проведению экологической экспертизы, а также договоров на оказание услуг по обеспечению проведения экспертизы регламентированы законодательством в области экологической экспертизы и зависят от издания правого акта уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (далее – сфера закупок).

Статьей 1 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сфер, в отношениях которых Закон № 44-ФЗ не применяется. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, в данный перечень не включены.

Планирование закупок товаров, работ, услуг, определение поставщиков, заключение гражданско-правового договора (контракта), как и предоставление государственной услуги по организации и проведению экологической экспертизы, предусматривает последовательность и сроки выполнения определенных процедур и требования к порядку их выполнения.

Таким образом, возможно возникновение ситуации, которая повлечет совершение административных правонарушений уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области экологической экспертизы в целях реализации полномочий по организации и проведению экологической экспертизы и в то же время функции в сфере закупок, предусмотренных статьей 5.63 КоАП РФ и статьями 7.29-7.32 КоАП РФ.

Кроме того, предварительное планирование предоставления государственной услуги на предстоящий финансовый год не представляется возможным, поскольку государственная услуга предоставляется по запросам заинтересованных лиц.

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на исключение из процедуры организации государственной экологической экспертизы действия Закона № 44-ФЗ.

Всего по инициативе постоянной комиссии принято 40 постановлений Законодательного собрания Ленинградской области.

В постоянной комиссии ведется работа с обращениями граждан и организаций. Всего за отчетный период рассмотрено 40 обращений.