Отчет о деятельности постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности в 2015 году

 

За отчетный период постоянной комиссией по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленинградской области (далее – постоянная комиссия) проведено 15 заседаний, на которых рассмотрено 292 вопроса, из них: 48 – по проектам областных законов,
158 – по документам Федерального Собрания Российской Федерации,
43 – по законодательным инициативам и обращениям субъектов Российской Федерации (поддержано – 12, принято к сведению – 31), 43 – по обращениям организаций и граждан.

По рекомендации постоянной комиссии как профильной за отчетный период Законодательным собранием принято 11 областных законов:

областной закон от 11 февраля 2015 года № 2-оз "О внесении изменений
в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области".

Областной закон вносит соответствующие коррективы в законодательство Ленинградской области о режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, в связи с введением нового общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Областной закон вступил в силу с 1 января 2016 года;

областной закон от 16 февраля 2015 года № 5-оз "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ленинградской области и экспертизы нормативных правовых актов Ленинградской области".

Областным законом урегулированы отношения, возникающие при проведении:

оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской
и инвестиционной деятельности. Отмечено, что оценка проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты
и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов указанных субъектов, областного бюджета Ленинградской области;

экспертизы нормативных правовых актов Ленинградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской
и инвестиционной деятельности. Установлено, что экспертиза проводится
в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Результат применения областного закона положительно повлияет на инвестиционный климат и привлекательность экономики Ленинградской области, позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и иной инвестиционной деятельности;

областной закон от 12 мая 2015 года № 45-оз "О регулировании отдельных вопросов розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областные законы "Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области" и "Об административных правонарушениях".

В целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения Ленинградской области данным областным законом установлены ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих
и безалкогольных тонизирующих напитков.

Не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков и безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним,
в медицинских организациях, в организациях, осуществляющих деятельность
в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты
и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры
и искусства, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях
в местах проведения культурно-массовых мероприятий и массового скопления граждан с участием несовершеннолетних.

Соответственно внесены изменения в законодательство Ленинградской области об административных правонарушениях: определена ответственность должностных и юридических лиц за нарушение указанных ограничений;

областной закон от 12 мая 2015 года № 48-оз "О внесении изменений
в некоторые областные законы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вносятся изменения в ряд областных законов в целях их приведения
в соответствие с Федеральным законом
от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Подверглись изменениям в части применяемой в них терминологии следующие областные законы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

"О налоге на имущество организаций";

"О выплатах по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ленинградской области";

"О выплатах по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области";

"Об экологическом мониторинге в Ленинградской области";

"О гарантиях равенства политических партий, представленных
в Законодательном собрании Ленинградской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом";

"Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах";

"О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области";

"О безнадзорных животных в Ленинградской области";

"О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений органов исполнительной власти Ленинградской области";

областной закон от 27 июля 2015 года № 81-оз "О внесении изменений
в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".

Областной закон разработан в связи со вступлением в действие с 1 марта 2015 года положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также внесением изменений в областной закон от 17 ноября 2006 года № 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области" в целях оптимизации процесса предоставления земельных участков бесплатно на территории Ленинградской области. Также областной закон дает право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области еще одной категории граждан Российской Федерации, а именно ветеранам боевых действий
в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет. Позволяет сохранить право многодетных семей на бесплатное получение земельного участка в случае достижения детьми (одним из детей) 18-летнего возраста, изменяет предельные размеры бесплатно предоставляемых земельных участков. Областной закон определяет порядок постановки на учет и снятия
с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка
в собственность бесплатно, а также определяет основания для отказа
в постановке на такой учет;

областной закон от 27 июля 2015 года № 82-оз "О стратегическом планировании в Ленинградской области".

Областной закон разработан в соответствии с Федеральным законом
от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Определяет полномочия и порядок взаимодействия участников стратегического планирования по разработке, общественному обсуждению и утверждению документов стратегического планирования в Ленинградской области, а также мониторингу и контролю их реализации;

областной закон от 16 октября 2015 года № 89-оз "О признании утратившими силу отдельных областных законов в сфере оказания государственной поддержки организациям, выпускающим спирт".

Областным законом объявляются утратившими силу закон Ленинградской области "О мерах государственной поддержки организаций, выпускающих спирт" и законы, которыми были утверждены изменения, внесенные в этот документ, как противоречащие нормам действующего федерального законодательства.

Согласно действующему законодательству не предоставляются субсидии на возмещение затрат в связи с производством практически всех подакцизных товаров. В исчерпывающий перечень исключений спирт не входит;

областной закон от 19 октября 2015 года № 97-оз "О внесении изменений в статьи 1 и 3 областного закона "Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Ленинградской области или в собственности муниципальных образований Ленинградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".

Согласно последним изменениям в федеральном законодательстве преимущественное право на выкуп арендуемых помещений может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства вне зависимости от площади арендуемых ими помещений. Ранее воспользоваться таким правом арендатор мог лишь в случае, если площадь арендуемого им помещения не превышала определенного предельного значения, установление которого входило в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Положение, которым было установлено такое ограничение, из областного закона изымается.

Срок действия указанных преференций (преимущественное право на выкуп) продлен до 1 июля 2018 года;

областной закон от 13 ноября 2015 года № 118-оз "О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, и о внесении изменений в областной закон "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство".

Областным законом определены размеры земельных участков, предоставляемых фермерам для ведения крестьянского хозяйства. На территориях муниципальных образований Ленинградской области, в которых по состоянию на 1 марта 2015 года в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке не были утверждены правила землепользования и застройки, до утверждения таковых, продолжают действовать прежние ограничения: минимум 1 га, максимум 50 га. Учету подлежат случаи, в которых согласно федеральному законодательству минимальный размер не устанавливается.

Также скорректированы предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства под садовый или дачный участок, под огород;

областной закон от 13 ноября 2015 года № 119-оз "Об установлении цены приобретения в собственность земельного участка, расположенного в границах населенного пункта Ленинградской области, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на котором отсутствуют здания или сооружения".

Областным законом определена цена, за которую предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства земельные участки в границах населенных пунктов Ленинградской области (из числа предоставленных сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения) в случае, если на них отсутствуют здания или сооружения, могут быть выкуплены пользователем или владельцем. Ее размер составляет 15% кадастровой стоимости этого земельного участка;

областной закон от 21 декабря 2015 года № 130-оз "О внесении изменений в областной закон "О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области".

В Ленинградской области приняты дополнительные меры, направленные на защиту прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов в целях приобретения в них жилья для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков. В качестве такой меры предусмотрена возможность предоставления земельных участков из числа находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов застройщикам, принявшим на себя обязательства по завершению строительства и введению в эксплуатацию проблемных объектов. Обязательное условие – реализуемый застройщиком проект должен быть признан масштабным инвестиционным проектом (оговариваются критерии соответствия).

Порядок определения соответствия масштабного инвестиционного проекта указанным критериям устанавливается Правительством Ленинградской области.

По инициативе депутатов постоянной комиссии приняты постановления:

от 25 марта 2015 года № 325 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации".

Проект федерального закона "О внесении изменения в подпункт 7
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях обеспечения защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, и направлен на
предоставление мер поддержки пострадавшим гражданам – участникам долевого строительства, перед которыми застройщики не выполнили свои обязательства по завершению строительства в срок.

Для обеспечения указанных целей законопроектом предлагается внести поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие право субъектов Российской Федерации бесплатно предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
в собственность некоммерческих организаций, созданных гражданами;

от 29 апреля 2015 года № 508 "Об образовании рабочей группы по доработке проекта областного закона "О порядке комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса".

В состав рабочей группы входят депутаты Законодательного собрания, представители правового управления аппарата Законодательного собрания, комитетов правового обеспечения и контроля; государственного строительного надзора и государственной экспертизы; по строительству, по архитектуре
и градостроительству; по местному самоуправлению, межнациональным
и межконфессиональным отношениям; Ленинградского областного комитета
по управлению государственным имуществом, Контрольно-счетной палаты Ленинградской области.

Рабочая группа создана для доработки законопроекта, которым предлагается утвердить порядок комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса в Ленинградской области, в том числе полномочия Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления в данной сфере, порядок заключения договоров о комплексном освоении территории, требования к таким договорам, порядок организации
и проведения аукционов на право заключения таких договоров, порядок заключения договоров купли-продажи жилья экономического класса;

от 29 мая 2015 года № 635 "Об образовании рабочей группы по доработке проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В состав рабочей группы входят представители Законодательного собрания Ленинградской области и Правительства Ленинградской области.

Целью создания рабочей группы является доработка и принятие решения о целесообразности внесения в порядке законодательной инициативы
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", разработанного в целях стабилизации роста цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и направленного на борьбу с монополиями на рынке продовольственных товаров;

от 7 декабря 2015 года № 1615 "Об отчете Контрольно-счетной палаты Ленинградской области по результатам проведения совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ленинградской области анализа доходов местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, полученных за 2013 и 2014 годы от арендной платы за земельные участки, продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, продажи земельных участков".

Экспертно-аналитические мероприятия проводились в целях определения потенциала доходов местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области от арендной платы за земельные участки, продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, продажи земельных участков.

Всего по инициативе комиссии принято 53 постановления Законодательного собрания Ленинградской области.

В комиссии ведется работа с обращениями организаций и граждан. Всего за отчетный период рассмотрено 43 обращения.