Рекомендации

депутатских слушаний по результатам обсуждения ситуации, сложившейся в Ленинградской области с участием граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков

 

По итогам обсуждения ситуации, сложившейся в Ленинградской области с участием граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, в целях повышения защищенности жителей Ленинградской области и совершенствования системы областного законодательства участники депутатских слушаний отмечают следующее.

В целях законодательного обеспечения прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлекаются застройщиками для строительства многоквартирных домов по договорам участия в долевом строительстве,  приняты  федеральные   законы  от  30  декабря  2004  года  № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные  акты  Российской Федерации"  и  от  29 июля  2017  года  № 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме того, в Ленинградской области отношения в сфере защиты прав участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, пострадавших в результате неисполнения застройщиками обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирных домах, регулируются областным законом от 27 декабря 2013 года № 107-оз "О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области".

В целях решения проблем, связанных с завершением строительства "проблемных" многоквартирных домов, Ленинградской областью на протяжении последних нескольких лет зачастую привлекались инвесторы, в отношении которых использовался механизм компенсации затрат, в том числе путем:

реализации имеющихся в "проблемном" доме свободных от обязательств площадей (жилых и нежилых помещений);

изменения проектной документации (например, увеличения этажности дома, площади застройки земельного участка);

оказания содействия в получении разрешительной документации, снижения затрат на подключение к инженерной инфраструктуре.

С учетом указанных мер в период с 2012 года по настоящее время введено в эксплуатацию 13 "проблемных" многоквартирных домов, 2 287 граждан получили квартиры в достроенных домах.

Правительством  Российской  Федерации  принято  распоряжение  от 26 мая 2017 года № 1063-р, которым высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить до 1 августа 2017 года региональные планы-графики по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Во исполнение указанного распоряжения 31 июля 2017 года Губернатором Ленинградской области утвержден план-график ("дорожная карта") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Дополнительно Губернатором Ленинградской области по итогам встречи с депутатами Законодательного собрания Ленинградской области    20 июня 2017 года дано поручение рабочей группе разработать предложения о возможности принятия областного закона, регулирующего процесс поэтапного привлечения средств граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Ленинградской области (в том числе определяющего порядок расходования средств граждан, размещаемых на специальных банковских счетах в уполномоченных банках, в соответствии с этапами строительства) и защищающего права граждан от действий недобросовестных застройщиков.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 9 июля 2017 года № Пр-1329 (п. 5) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить:

своевременную реализацию планов-графиков по решению проблем граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков;

информирование на регулярной основе граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, о ходе выполнения указанных планов-графиков;

принятие мер по недопущению новых случаев нарушения прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

Кроме того, по результатам состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 3 июля 2017 года парламентских слушаний на тему: "Формирование эффективных законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства" законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать при соответствующем законодательном (представительном) органе рабочую группу по контролю за исполнением плана-графика ("дорожной карты"), сформированного исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, с участием заинтересованных органов государственной власти, депутатов Государственной Думы, представляющих избирателей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, застройщиков и граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.

Законодательным собранием Ленинградской области образована временная рабочая группа по контролю исполнения плана-графика ("дорожной карты") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (постановление от  27 сентября 2017 года № 1010).

Вместе с тем участники депутатских слушаний отметили необходимость расширения списка "проблемных" многоквартирных домов, включенных в указанный план-график ("дорожную карту"), и установления индивидуального подхода к решению проблем каждого такого дома (меры законодательного, организационного, финансового характера).

Так, с учетом критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России                 от 12 августа 2016 года № 560/пр, в план-график ("дорожную карту") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Губернатором Ленинградской области 31 июля 2017 года, включено 11 многоквартирных домов и 343 гражданина соответственно.

При этом в реестре пострадавших участников долевого строительства, нуждающихся в поддержке, на территории Ленинградской области, ведение которого осуществляется комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в соответствии с положениями областного закона от 27 декабря 2013 года № 107-оз "О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области", по состоянию на день проведения депутатских слушаний, состояло 1010 граждан, что более чем в три раза превышает число пострадавших граждан, включенных в план-график ("дорожную карту"). Согласно указанному реестру на территории Ленинградской области выявлено 26 "проблемных" многоквартирных домов, что также превышает количество домов, включенных в план-график ("дорожную карту").

Одной из причин такого различия в представленных количественных данных может быть то, что большинство пострадавших участников долевого строительства не обращались с соответствующими заявлениями о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществляется в соответствии с приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр, считая это нецелесообразным, поскольку указанный реестр создан исключительно в целях учета федеральными органами государственной власти количества участников долевого строительства, чьи права нарушены, и не предусматривает мер оказания поддержки пострадавшим гражданам.

Кроме того, участниками депутатских слушаний  отмечено отсутствие в действующем федеральном законодательстве полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации по оказанию финансовой помощи пострадавшим участникам долевого строительства, а также по изъятию у недобросовестных застройщиков земельных участков и находящихся на этих земельных участках объектов незавершенного строительства и по принуждению застройщиков к завершению строительства многоквартирных домов.

На депутатских слушаниях также определено, что все предложения, поступившие от участников в ходе проведения депутатских слушаний, направляются в постоянную комиссию по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области для их рассмотрения.

Принимая во внимание изложенное, участники депутатских слушаний

 

РЕКОМЕНДУЮТ:

 

1. Законодательному собранию Ленинградской области создать рабочую группу по подготовке предложений, направленных на совершенствование законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства.

 

2. Правительству Ленинградской области:

2.1. Рассмотреть возможность разработки и подготовки изменений в законодательство, направленное на реализацию мер по защите прав участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в части создания этапного использования средств дольщиков при строительстве жилых домов.

 

2.2.        Обеспечить:

реализацию плана-графика ("дорожной карты"), сформированного из числа "проблемных" объектов, по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены;

информирование на регулярной основе граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, о ходе выполнения плана-графика ("дорожной карты");

реализацию мер по недопущению новых случаев нарушения прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, путем размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реестра недобросовестных застройщиков.

 

2.3. Рассмотреть вопрос о необходимости принятия нормативного правового акта либо издания методических документов (рекомендаций) по осуществлению исполнительными органами государственной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области мониторинга осуществления застройщиками строительства многоквартирных домов с использованием денежных средств граждан.

        

3. Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области:
         ежеквартально представлять информацию о результатах мониторинга застройщиков строительства многоквартирных домов с использованием денежных средств граждан на факт выявления недобросовестных застройщиков за отчетный период во временную рабочую группу по контролю исполнения плана-графика ("дорожной карты") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, образованную постановлением Законодательного собрания Ленинградской  области  от  27 сентября 2017 года № 1010;

усилить государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, являющихся проблемными;

обобщить положительный опыт других субъектов Российской Федерации по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и направить соответствующую информацию в постоянную комиссию по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области для дальнейшей работы.

 

4. Прокуратуре Ленинградской области совместно с Управлением ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области провести проверку деятельности организаций-застройщиков, которые осуществили привлечение денежных средств граждан для строительства на территории Ленинградской области многоквартирных домов, включенных в план-график ("дорожную карту") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Губернатором Ленинградской области от 31 июля 2017 года, и реестр недобросовестных застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов на территории Ленинградской области, ведение которого осуществляется комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в соответствии с областным законом от 27 декабря 2013 года № 107-оз            "О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области".

5. Представительным органам Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Кировского, Ломоносовского и Тосненского муниципальных районов Ленинградской области создать специальные комиссии для решения вопросов участников долевого строительства, пострадавших от недобросовестных застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов на территориях указанных муниципальных районов.

 

6. Участникам депутатских слушаний направить в постоянную комиссию по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области свои предложения для их рассмотрения.