Заседания Совета представительных органов
муниципальных образований Ленинградской области
при Законодательном собрании Ленинградской области в 2017 году

 

В 2017 году продолжил работу Совет представительных органов муниципальных образований Ленинградской области при Законодательном собрании Ленинградской области (далее – Совет), образованный в целях привлечения к законотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления в соответствии с постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 17 октября 2007 года № 742.

Председателем Совета является Председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, заместителем председателя – председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе Законодательного собрания Ленинградской области В.М. Радкевич. В состав Совета входят: Председатель Президиума Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области", глава муниципального образования городского округа Ленинградской области, по два представителя от каждого муниципального района: глава района и один глава муниципального образования поселения, входящего в его состав (на принципах ежегодной ротации).

Работниками сектора осуществлялось организационно-техническое
и информационно-методическое обеспечение деятельности Совета. Для участия в заседаниях Совета приглашались члены Совета, председатели постоянных комиссий Законодательного собрания, руководители фракций, депутаты Законодательного собрания. Приглашения направлялись: исполнительному директору Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области", прокурору Ленинградской области, председателю комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. К работе привлекались главы муниципальных образований Ленинградской области, отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области.

За 2017 год Законодательным собранием в соответствии с годовым планом проведено три заседания Совета (28 февраля, 14 июня и 19 декабря).

В среднем принимают участие в работе Совета 43 представителя Ленинградской области (февраль – 48 представителей, из них 26 членов Совета; июнь – 43, из них 29 членов Совета; декабрь – 37, из них 25 членов Совета).

Рассмотрено 14 актуальных вопросов, из них 7 проектов областных законов, 2 концепции проектов областных законов.

В заседаниях Совета приняли участие депутаты Законодательного собрания Ленинградской области: С.М. Бебенин, Д.В. Пуляевский, В.М. Радкевич, О.А. Петров, И.Ф. Гилязов, Т.В. Бездетко, Л.М. Пункина, А.А. Игонин, И.Ф. Хабаров, Р.А. Илларионова, А.Е. Петров, М.Н. Левченко, С.В. Коняев, Н.А. Кузьмин, А.П. Верниковский; депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: В.П. Драчев, С.С. Журова.

В заседаниях Совета приняли участие: исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области" А.А. Бондарь, старший помощник прокурора Ленинградской области
по взаимодействию с представительными и исполнительными органами
и органами местного самоуправления Ленинградской области Н.Ф. Зайцева.

28 февраля в здании Правительства Ленинградской области состоялось первое заседание Совета в 2017 году. Открывая заседание, заместитель Председателя Законодательного собрания Д.В. Пуляевский представил присутствующим 18 новых членов Совета – глав сельских (городских) поселений муниципальных районов Ленинградской области, избранных
в 2017 году в Совет в результате ежегодной ротации, и вновь избранного главу Сосновоборского городского округа Ленинградской области.

В повестке дня рассматривались следующие вопросы:

1. О концепции проекта областного закона "О государственной поддержке участия населения в осуществлении местного самоуправления
в Ленинградской области".

2. О проекте областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях".

3. Информация о принятом областном законе "Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Ленинградской области".

4. Информация о принятом областном законе "Об Общественной палате Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых областных законов".

5. Об обеспечении автоматизации нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

По первому вопросу повестки дня выступила председатель комитета
по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Л.В. Бурак. На уровне муниципалитетов продолжается переход на "инициативное бюджетирование" – распределение части средств на мероприятия, предложенные гражданами. "При этом целесообразно будет унифицировать два ранее принятых практически идентичных закона – о сельских старостах и об общественных советах в административных центрах. Дальнейшее развитие данного направления требует комплексного подхода к развитию иных форм местного самоуправления, в котором упор будет сделан на непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения", – сказала Л.В. Бурак.

Совет единогласно поддержал концепцию и рекомендовал органам местного самоуправления направить поправки к указанному проекту областного закона в профильную постоянную комиссию Законодательного собрания Ленинградской области после принятия его в первом чтении.

По второму вопросу повестки дня выступил председатель постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области О.А. Петров, который рассказал о работе над проектом областного закона "О внесении изменений в областной закон
"Об административных правонарушениях". Поправки, инициированные О.А. Петровым, приводят действующий областной закон в соответствие
с федеральным законодательством в части зачисления сумм взысканных административных штрафов в бюджеты различных уровней и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы
об административных правонарушениях при осуществлении регионального госнадзора и муниципального контроля. Законопроект также предусматривает 4 новые статьи об административной ответственности: за приставание к гражданам в общественных местах, за размещение объявлений об оказании сексуальных услуг, за размещение механических транспортных средств на территориях с зелеными насаждениями, на детских и спортивных площадках, а также за нарушение установленных органами местного самоуправления Ленинградской области требований по скашиванию и уборке дикорастущей травы, корчеванию и удалению дикорастущего кустарника. Кроме того, в связи с многочисленными обращениями граждан предлагается увеличить период, в течение которого должно соблюдаться право граждан на тишину и покой.

Совет рекомендовал органам местного самоуправления направить поправки к указанному проекту областного закона в профильную постоянную комиссию Законодательного собрания Ленинградской области до 15 марта.

Третий и четвертый вопросы повестки дня – информация о принятых областных законах "Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Ленинградской области" и "Об Общественной палате Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых областных законов", по которым выступили председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области А.В. Ларькин и председатель постоянной комиссии по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям Законодательного собрания Ленинградской области И.Ф. Хабаров, были приняты Советом для сведения.

Очередное заседание Совета прошло 14 июня в здании Правительства Ленинградской области. Открывая заседание, заместитель Председателя Законодательного собрания Д.В. Пуляевский представил двух новых членов Совета – вновь избранных глав Выборгского и Киришского районов Ленинградской области.

В повестке дня рассматривались следующие вопросы:

1. О проекте областного закона "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области".

2. О концепции проекта областного закона "О внесении изменений
в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".

3. О проекте областного закона "Социальный кодекс Ленинградской области".

4. Об организации обеспечения доступности инфраструктуры Ленинградской области для людей с ограниченными возможностями.

По первому вопросу повестки дня выступила с докладом старший помощник прокурора Ленинградской области по взаимодействию
с представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления Н.Ф. Зайцева, которая подчеркнула, что основной целью муниципального земельного контроля является предупреждение, выявление
и пресечение на территории Ленинградской области нарушений земельного законодательства Российской Федерации и Ленинградской области.
В настоящее время в регионе нет областного закона, регулирующего
эту деятельность. Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории области утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 16 февраля 2015 года № 29. Проект закона закрепляет основные принципы осуществления муниципального земельного контроля, определяет объекты контроля, регламентирует планирование муниципального земельного контроля.

Совет рекомендовал органам местного самоуправления направить поправки к указанному проекту областного закона в профильную постоянную комиссию Законодательного собрания Ленинградской области до 23 июня 2017 года.

По второму вопросу повестки дня выступила заместитель председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Е.Ю. Таллер. Законопроект приводит областное законодательство в соответствие с федеральным и способствует совершенствованию процесса бесплатного предоставления земельных участков на территории Ленинградской области. Например, вносятся изменения, предусматривающие право гражданина на заключение договора аренды земельного участка на 20 лет.

Совет рекомендовал Ленинградскому областному комитету
по управлению государственным имуществом подготовить проект областного закона для рассмотрения в Законодательном собрании Ленинградской области и органам местного самоуправления направить поправки к указанному проекту областного закона в профильную постоянную комиссию после принятия закона в первом чтении.

Председатель комитета по социальной защите населения Л.Н. Нещадим рассказала о работе над проектом Социального кодекса Ленинградской области. Законопроект разработан в целях внедрения четкого, понятного для людей механизма определения мер социальной поддержки. Законопроект определяет, при каких условиях у человека возникает право на социальную поддержку, его действие направлено на увеличение размера социальных выплат для семей с детьми с низким уровнем доходов и тех, кто в силу объективных причин не может самостоятельно преодолеть сложную жизненную ситуацию, а также на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Совет рекомендовал органам местного самоуправления до 26 июня 2017 года направить поправки к проекту указанного областного закона.

Об организации обеспечения доступности инфраструктуры Ленинградской области для людей с ограниченными возможностями,
о реализации государственной программы "Доступная среда" в Ленинградской области рассказал участникам заседания заместитель председателя комитетапо социальной защите населения Ленинградской области В.И. Максимов.

Совет рекомендовал органам местного самоуправления обращать особое внимание при рассмотрении бюджета на наличие в муниципальных программах мероприятий по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями и включать в повестки дня заседаний советов депутатов вопросы о ходе формирования доступной среды для инвалидов.

Подводя итоги заседания Совета, председатель постоянной комиссии
по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе Законодательного собрания Ленинградской области В.М. Радкевич призвал муниципалов активнее включаться в процесс законотворчества, совместно с комитетами Правительства, областными депутатами совершенствовать областное законодательство: "Жизнь ваших муниципальных образований,
их стабильность и благополучие в том числе и в ваших руках".

19 декабря в здании Правительства Ленинградской области состоялось третье заседание Совета.

С.М. Бебенин, приветствуя коллег-муниципалов, поделился информацией о том, что накануне прошел Совет законодателей, в котором он принимал участие. Речь шла об уточнении параметров федерального финансирования российских регионов в зависимости от их показателей. "Была затронута проблема консолидированных групп налогоплательщиков, ведь некоторые регионы очень пострадали из-за того, что крупнейшие налогоплательщики оттуда ушли, объединившись в группы, в другие регионы, в Москву и Санкт-Петербург. Как докладывала Валентина Матвиенко, те объемы налоговых платежей, которые ушли с территорий, при этом не в полном объеме появились в федеральном бюджете. Этот вопрос теперь находитсяна контроле Совета Федерации", – отметил С.М. Бебенин. Спикер подчеркнул, что и на региональном уровне, и на муниципальном принцип формирования и распределения доходов бюджета должен быть прозрачен и понятен для всех и распределение средств должно зависеть от качества работы муниципалитетов, а не от того, как главы добиваются финансирования.

В повестке дня рассматривались следующие вопросы:

1. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений
в рамках подготовки проекта областного бюджета Ленинградской области
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

2. О проектах областных законов "О содействии участию населения
в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами муниципальных образований", "О внесении изменений в областной закон "О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления".

3. Взаимодействие муниципальных образований Ленинградской области с ГУП "Леноблинвентаризация" в части внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости.

4. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления Ленинградской области в сфере противодействия коррупции.

5. Об изменениях в областном законе "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области".

По первому вопросу повестки дня выступил первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Р.ИМарков, который отметил, что в 2018 году сохранится пропорция распределения доходов между областным и муниципальными бюджетами. В 2018 году в местные бюджеты будут зачисляться дополнительные отчисления по НДФЛ (3% для городских поселений, 5% для бюджетов районов), 10% акцизов на нефтепродукты и 100% налога, взимаемого с малого и среднего бизнеса по упрощенной системе налогообложения. Благодаря этому в 2018 году местные бюджеты пополнятся на сумму около 5,6 млрд. рублей.

Совет рекомендовал главам муниципальных образований Ленинградской области в 2018 году провести анализ расходов на содержание органов местного самоуправления в целях обеспечения соблюдения установленных нормативов формирования указанных расходов; продолжить работу по исключению финансового обеспечения расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления; не допускать наличия просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам; обеспечить выполнение условий соглашений по полученным субсидиям из областного бюджета Ленинградской области.

По второму вопросу повестки дня выступила председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Л.В. Бурак. Нововведением законов является появление таких понятий как "инициативные предложения жителей", "объекты общественной инфраструктуры" и "утрата доверия". Законопроект дополнили статьей об условиях предоставления средств на поддержку развития части территорий поселений нормами о фиксации в протоколах конкретных объектов или мест, где планируется реализация местных инициатив. Добавляется и норма о фото- и (или) видеофиксации проведения собраний жителей и общественных советов, на которых определяются мероприятия, форма и объемы участия граждан в этих мероприятиях.

По третьему вопросу повестки дня выступил генеральный директор ГУП "Леноблинвентаризация" А.Н. Карельский, который рассказал о внесении сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости. По его словам, ближайшая задача ГУП – обеспечить дистанционный доступ к данным об объектах капитального строительства. При этом докладчик обратил внимание муниципалитетов, что по результатам обследования лишь одного из населенных пунктов Ломоносовского района, дер. Шепелево, выяснилось, что далеко не все фактически построенные в последние годы объекты недвижимости прошли регистрацию, а это означает, что "неучтенные объекты не включены в налоговый оборот". По мнению А.Н. Карельского, сотрудничество с Леноблинвентаризацией помогло бы решить эту проблему. Однако муниципалы отметили, что данный ГУП – организация коммерческая и вопрос сотрудничества еще необходимо проработать.

Совет рекомендовал органам местного самоуправления совместно с ГУП "Леноблинвентаризация" организовать работу по установлению границ населенных пунктов и сельхозугодий и внесению сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости; для обеспечения полноты исчисления местных налогов на территории Ленинградской области и увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований организовать работу в составе территориальных межведомственных комиссий для выявления и вовлечения в налоговый оборот неучтенных ранее земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе при реализации полномочий по муниципальному земельному контролю.

По четвертому вопросу повестки дня выступили начальник сектора по работе со сведениями В.М. Якушкина и начальник управления профилактики коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области Ю.Г. Корсаков. Вопрос о предписанной федеральным законом обязанности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в том числе муниципальных депутатов (даже тех, кто не получает зарплату), декларировать свои доходыи доходы супругов и взрослых членов своей семьи стал самым обсуждаемым. Некоторые депутаты на местах уже сложили свои полномочия, чтобы не подавать декларации, и уже ощущается нехватка кадров. Тревогу вызываетв этой связи перспектива муниципальных выборов в 2019 году – найдется ли достаточно желающих с высоким уровнем компетенции, чтобы стать муниципальным депутатом? – задавали риторический вопрос участники заседания. Как отметил Д.В. Пуляевский, вряд ли доводы "против" практики подачи деклараций приведут к отмене закона на федеральном уровне.Так что муниципалитетам предстоит адаптироваться к работе в новых условиях и соблюдению федерального закона.

Совет рекомендовал органам местного самоуправления организовать взаимодействие представителей муниципальных образований Ленинградской области второго уровня с депутатами муниципальных образований Ленинградской области первого уровня в целях оказания содействия
при предоставлении последними сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2018 году; провести в муниципальных образованиях комплекс организационных, разъяснительных и иных мер, направленных на обеспечение соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства в части предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок – не позднее 30 апреля 2018 года.

По пятому вопросу повестки дня выступила начальник отдела государственной и муниципальной службы управления государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области А.Г. Симакова. Совет рекомендовал работникам кадровых подразделений муниципальных образований Ленинградской области планировать с 2018 года работу с учетом изменений областного законодательства.

На заседании Совета вице-спикер Д.В. Пуляевский вручил заслуженные награды за активное участие в работе заседания Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области по итогам 2017 года. Благодарность Председателя Законодательного собрания Ленинградской области была объявлена: Т.М. Андреевой – главе муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района; В.И. Кузько – главе муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района; С.В. Рыжовой – главе муниципального образования Приморское сельское поселение Выборгского района; А.Н. Чистякову – главе муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района; О.А. Явственной – главе муниципального образования Большедворское сельское поселение Бокситогорского муниципального района.

По результатам проведения заседаний Совета, в соответствии
с решениями Совета от 28.02.2017 № 2, от 14.06.2017 № 1 и 3 поступили предложения:

от Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
к проекту областного закона "О внесении изменений в областной закон
"Об административных правонарушениях" (закон принят 26 апреля 2017 года);

от Сосновоборского городского округа к проекту областного закона
"О порядке осуществления муниципального земельного контроля
на территории Ленинградской области";

от 12 муниципальных образований к вновь внесенному проекту областного закона "Социальный кодекс Ленинградской области".

Сектором по взаимодействию с органами местного самоуправления перед каждым заседанием Совета для глав муниципальных образований – членов Совета, депутатов Законодательного собрания Ленинградской области готовится раздаточный информационный материал по вопросам повесток дня (всего подготовлено 20 материалов), который комплектуется и вручается до заседания Совета (подготовлено 160 комплектов). Кроме того, проекты областных законов, рассматриваемые на заседаниях, доводятся до сведения членов Совета заранее (за 2-3 недели до заседания).

После заседаний Совета по просьбе участников слайды и раздаточный информационный материал, используемый докладчиками, сектором
по взаимодействию с органами местного самоуправления направлялся в адрес глав муниципальных районов и городского округа Ленинградской области, депутатов Законодательного собрания Ленинградской области. В адрес профильных комитетов Правительства Ленинградской области и постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области направляются стенографические отчеты заседаний и решения Совета по соответствующим вопросам повесток дня. Решения по всем вопросам повесток дня направляются всем членам Совета.

После каждого заседания Совета готовится протокол проведения заседания.