среда, 25 апреля 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 611-55-85

«Сказка Севера глубока и пленительна»... Цитаты из повести «Пламя» Николая Рериха открывают новую выставку в Выборгском замке "Выборг", №30, 20.04.18

20 апреля 2018

Что нам, можно сказать, северным жителям, известно собственно о Севере - Карелии, Архангельской или Вологодской областях? Согласитесь, немного. Чтобы пополнить багаж знаний о местности, в которой мы живем, и о ближайших соседях, отправляйтесь на выставку «Помни о Севере», открывшуюся недавно в Выборгском замке.

Освоение северных земель, их природные богатства, обустройство быта людей, традиции, а также Север, описываемый известными художниками и писателями - все это представлено в уникальной экспозиции. Куратор выставки - ученый секретарь Выборгского замка Юлия МОШНИК подчеркнула: экспозиция не случайно появилась в нашем замке - это большой межмузейный проект, рассказывающий о северных коллекциях музеев. Экспозиция «Помни о Севере», созданная при поддержке компании «Норникель», уже побывала в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге, а впереди - еще пять музеев.

Проект не ограничивается выставочным пространством, он предполагает много интересных встреч и семинаров. В общем деле приняли участие, представив свои экспонаты, Ивангородский художественный музей, являющийся филиалом Музейного агентства Ленинградской области, Санкт-Петербургский институт истории РАН, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Ленинградский областной государственный архив. Дизайн экспозиции создали московские художники Игорь и Елена ПРИВАЛОВЫ.

- Название выставки «Помни о Севере» - цитата из единственной повести Николая Рериха «Пламя», написанной ровно век назад в Карелии, - пояснила Юлия Мошник. - Кстати, некоторое время Рерих жил и в нашем городе. Сюжет повести имеет отношение к нашей выставке, потому что в ней ав, тор рассказывает о художнике, который «перегорев», уезжает на Север и находит там новые силы. Наша выставка как раз о том Севере, который возвращает энергию людям, способствует возрождению к новой жизни.

На выставке представлены экспонаты от начала XVIII до начала XX века, а также природные богатства, связанные с освоением северных территорий от Карельского перешейка до Беломорской Карелии и Архангельской области. Здесь очень много интересного, к примеру, редкая карта освоения ближнего Севера, датированная 1742 годом и созданная в Академии наук. В отдельных витринах представлены природные богатства Севера - граниты, мрамор, горный хрусталь, эвдиалит (известный в народе как «лопарская кровь»), яшма, гранаты, рубины... Впечатляют дамские украшения, головные уборы и наряды, а также предметы быта жителей Севера - самопрялка, деревянный сундук, полотенца, вышитые в вологодской и архангельской технике.

Особое место на выставке занимает полотно Николая Рериха, посвященное Выборгской крепости (1917-1919 годы). Кстати, его Юлия Мошник сама доставила из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь же - разрешение на выезд из Выборга в Финляндию семьи Рерихов в 1919 году за подписью выборгского губернатора, а также паспортная книжка Николая Рериха и фотографии его семьи.

Хочется обратить внимание на коллекцию медного литья старообрядческой пластики, которая зародилась в Выговском общежительстве (Поморье) в XVIII-XIX веках.

- Известно, что многие пытались повторить выговское литье, но более-менее похоже получалось только в мастерских Урала (изделия уральских мастеров также представлены на выставке).  Выговское литье отличается особым художественным мастерством и умением работать с эмалью. Это тонкая заливка, высокая степень прорисовки ликов. Как правило, медные изделия грешат поверхностностью, обобщенностью образа, а поморцы старались весьма детально воспроизводить сюжеты. За тонкость мастерства их работы ценились выше остальных, - поясняет куратор выставки.

Здесь же старообрядческий сборник - «Книга Поморские ответы, написанные обществом нашего христианства в лето 7185 год» из личного собрания Николая Лихачева. Отдельное место занимает блок, посвященный русскому Северу - Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниям, -- таким, какими их увидел замечательный русский художник Иван Билибин. Здесь выставлены авторские открытки, а также вещи, принадлежавшие художнику, например, фотоаппарат, кисти и краски. Известно, что неизгладимое впечатление на Билибина произвел народный костюм, которому он посвятил в т.ч. и серию открыток. На выставке в замке костюмы на открытках «оживают»: стоит повернуть голову и увидишь тот же костюм уже на манекене. Удивительно, что коллекцию северных костюмов Иван Билибин смог сохранить на протяжении всей своей жизни,уехав из Петербурга в Северную Африку, Францию и возвратившись в блокадный Ленинград.

Понятно, что вернисаж собрал множество гостей. Директор объединенного музея-заповедника «Выборгский замок», депутат областного парламента Владимир ЦОЙ признался, что с волнением дает старт этой яркой удивительной выставке, которая, безусловно. является событием в жизни музея.

Маргарита Захарова