суббота, 25 мая 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Иван Хабаров: На первом организационном заседании меня избрали председателем Законодательного собранияОтрадное: вчера, сегодня, завтра, №6, 27.03.19

25 марта 2019

Богатый послужной список, опыт советской депутатской и организационно-административной работы не могли остаться невостребованным, и Иван Филиппович по списку партии «Единая Россия» был избран депутатом Законодательного собрания Ленинградской области 4-го созыва весной 2007 года. 

Я жил и до сих пор живу в Тосно, так что приходилось каждый день ездить на работу в Санкт- Петербург. Постепенно привык - в 8 часов уже был на рабочем месте, домой возвращался не раньше 8-10 часов вечера...

- С чем Вы столкнулись в первую очередь на посту спикера?

- Может, это и звучит как-то бюрократически, тем не менее в первую очередь мне надо было изучить все необходимые нормативные документы, связанные с регламентом, со статусом депутата, с областными законами, которые были уже приняты... Ну, и со многим другим.

- Как складывались отношения с губернатором?

- Было много разговоров о сложностях в работе с Валерием Павловичем Сердюковым - он в то время был губернатором. Но у нас с ним сложился, считаю, хороший деловой тандем. Мы всегда находили нужные решения, работа шла в нужном направлении...

- А с депутатами?

- В 4-м созыве в составе Законодательного собрания, замечу, большинство депутатов - со своим устоявшимся мнением, сложившимся характером, с огромным деловым и жизненным опытом. К примеру, депутатом был экс-министр путей сообщения Анатолий Александрович Зайцев - он возглавлял постоянную комиссию по бюджету, Виталий Николаевич Климов возглавлял Законодательное собрание 2-го созыва, Кирилл Валентинович Поляков был председателем ЗакСа 3-го созыва, Николай Иванович Пустотин и Юрий Васильевич Соколов работали вице-губернаторами... В общем, «команда» депутатов была очень сильная. Работать было интересно, об этом говорит и сделанное для развития Ленинградской области.

В частности, в 4-м созыве был принят Закон о поддержке инвестиционной деятельности - он помог привлечь многих инвесторов в область, т.к. предусматривал освобождение от налога на прибыль на период окупаемости, освобождение от налога на имущество и т.д. В итоге приток капитала, в том числе и иностранного, в экономику области был в то время неплохим. Это дало возможность получать затем серьёзные доходы в бюджет Ленинградской области.

Мы приняли и Закон о бесплатном предоставлении земельных участков определённым категориям граждан. Замечу, в то время такой закон был первым в Российской Федерации, он работает и в настоящее время. Исполнительная власть - правительство во главе с губернатором Александром Юрьевичем Дрозденко выделяет средства на инженерное обустройство территорий, где выделяются такие земельные массивы... Закон дает возможность получить бесплатно земельный участок для строительства дома.

В годы 4-го созыва мы начали переходить на электронный документооборот. Дело это было сложное, некоторые депутаты новацию в штыки принимали, мол, нам бумагу давай, а не какие-то «картинки»!

Сегодня уже ни у кого никаких вопросов на эту тему не возникает.

В 4-м созыве впервые Законодательное собрание вместе с правительством области выставлялись в Совете Федерации. Губернатор и Председатель Заксобрания выступили там с докладами, работали в комиссиях СовФеда, ставили, например, вопрос о том, чтобы НДФЛ платился по месту жительства, а не по месту работы... К сожалению, такой порядок ни тогда, ни сегодня не принят... Хотя многие признают справедливость взимания этого налога по месту жительства, т.к. немало, к примеру, жителей области работают сегодня в Санкт-Петербурге, в других городах, платят там НДФЛ, а там, где живут, требуют хороших дорог, благоустройства, современную инфраструктуру... Денег на всё не хватает, так что НДФЛ, взимаемый по месту жительства, очень бы помог местным бюджетам.

Так что 4-й созыв запомнился именно тем, что в тот период были приняты законы, которые работают и сегодня, может быть, лишь с некоторыми поправками на современные реалии.

Нельзя не сказать и о том, что в 4-м созыве Законодательного собрания были образованы Совет представительных органов и муниципальная школа, которые действуют и сегодня...

Именно в период работы Законодательного собрания 4-го созыва мы начали проводить конкурсы советов депутатов муниципальных образований, сегодня практически все МО в них участвуют. Победители награждаются неплохими денежными премиями, которые идут на нужды советов депутатов МО.

Замечу, что все эти начинания действуют и сегодня, так что преемственность характерна и для 5-го, и для 6-го созывов Законодательного собрания.

Законодательное собрание Ленобласти 5-го и 6-го созывов возглавил Сергей Михайлович Бебенин, он был моим заместителем в период 4-го созыва. Сергей Михайлович всё, что было хорошего в депутатской практике, продолжил, надо отдать ему должное, ничего не сломал, а наоборот, система стала более совершенной.

В последние годы правительство Ленинградской области вместе с ЗакСом сделали очень много для развития Ленинградской области.

Прежде всего - это рост доходов в бюджет, что позволяет строить и реконструировать школы, больницы, стадионы, бассейны, ДК и т.д. Новое направление - реновация школ и больниц, в том числе и в Отрадном.

Работает программа расселения ветхого жилья... Действует Фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Отрадное в этом не исключение, жители видят, что инфраструктура города постоянно развивается.

- Позволю себе вернуться немного назад. После того, как Вас избрали спикером собрания, что стало наиболее сложным - установление нормальных деловых отношений с депутатами, преодоление противодействия со стороны отдельных депутатов? Было такое?

- У меня как у председателя было два заместителя - Сергей Михайлович Бебенин и Герман Владимирович Мозговой. Один вёл социальное направление, другой - экономическое. Конечно, было непросто. Для меня это была новая, очень сложная работа... Замечу, что все вопросы предварительно рассматриваются в постоянных комиссиях, которых как было, так и осталось сегодня 13, а уже затем выносятся на заседание ЗакСа.

И вести заседания поначалу было не так уж и просто: здесь есть тоже своя специфика, свой регламент и так далее. Всё это надо было, что называется, осваивать... У Законодательного собрания есть свой достаточно большой аппарат, которым тоже нужно руководить...

- А Вы сталкивались с таким, например, «да ладно, Филиппыч, чего ты нас учишь...»

- Ну, такое бывало, но я хочу сказать «спасибо» тем опытным депутатам, которые и делали нечто подобное, но - приходя ко мне в кабинет. Каких-то серьёзных «уколов» и «реплик» в ходе заседания Законодательного собрания не припомню... Некоторые вносили поправки, когда собьёшься... Но это рабочий процесс, ничего особенного здесь нет.

- Иван Филиппович, известно, что в любом коллективе есть формальный и неформальный лидеры. Вы чувствовали, что в ЗакСе есть неформальный лидер?

- Буду говорить только о 4-м созыве. Я уже упоминал, что среди его депутатов были те, кто прошёл серьёзную жизненную школу, имел опыт правительственной работы...

Не исключаю, что в своём круге у некоторых были попытки создать впечатление неформального лидера, но в масштабах всего собрания такого не было. Нельзя забывать, что меня поддерживала самая многочисленная фракция - партии «Единая Россия».

Конечно, некоторые депутаты старались и делали то, чтобы на них обращали внимание: не всегда соглашались с мнением губернатора и правительства, звучала критика и в адрес председателя. Но в целом была нормальная рабочая обстановка. Когда вдруг возникали какие-то серьёзные вопросы, то они выносились на собрание депутатской фракции партии «Единая Россия» и там ставились все точки над «i». Так что я до сих пор благодарен за поддержку руководителю фракции Герману Мозговому, членам фракции...

- Одним из основных документов, над которым работает Законодательное собрание, является бюджет области на определённый временной период. Депутаты, знакомясь с основными положениями бюджета и цифрами, считают, что вот тут и тут надо добавить, так как в его округе надо сделать то, о чём давно просят избиратели... У других депутатов возникли такие же вопросы... Разработчики бюджета прислушиваются в таких случаях к депутатам или считают, что «ешьте что дают»?

- Начну с того, что бюджет как документ даётся каждому депутату. Он с ним работает... Принимается бюджет в трёх чтениях. Первое чтение - это основные параметры бюджета: доход, расход, его дефицит. Замечу, если после первого чтения бюджет принят, то потом внести какие-либо изменения и дополнения в него очень сложно. Поэтому депутаты 4-го созыва предложили так называемое «нулевое» чтение бюджета, то есть до принятия в первом чтении. Во время «нулевого» чтения депутаты могут высказывать все свои соображения по бюджету, обосновывать необходимость увеличения той или иной статьи расходов... Проект выносят на заседание постоянной комиссии по бюджету и налогам, где принимается или не принимается положительное решение. Если оно принято, то становится обязательным для исполнения финансовыми органами правительства области. Как они его будут исполнять, какие перестановки в статьях расходов будут делать - это рабочий процесс уже не депутатов, а исполнительной власти.

Замечу, что к депутатам прислушиваются, тем более, что не менее 3-х раз в год бюджет пересматривается - в зависимости от доходной части, поступления средств из федерального бюджета. Так что некоторые предложения депутатов могут быть включены как обязательные в расходную часть бюджета в течение года.

- Все ли решения губернатора проходят через Законодательное собрание?

- У губернатора есть свои нормативные акты, которые не проходят через Законодательное собрание. Но все проекты областных законов обязательно проходят через Законодательное собрание. Подчеркну, что все постановления финансового характера обязательно должны иметь заключение губернатора. Право законодательных инициатив имеет также депутаты Законодательного собрания, советы депутатов МО, Общественная палата, избирательная комиссия.
Предваряя вопрос, скажу, что были случаи, когда депутаты отклоняли решение губернатора. В этих случаях создаются согласительные комиссии, которые вырабатывают мнение по законопроекту. Как правило, если всё «стыкуется», Законодательное собрание проект принимает. Если же какие-то серьёзные разногласия не удалось преодолеть, то губернатор имеет право отозвать проект, такие случаи были, либо наложить «вето».

- Иван Филиппович, Вы получаете удовлетворение от своей депутатской работы?

- Да, получаю. Сегодня в мой избирательный округ входят из Кировского района город Отрадное и посёлок Павлово, из Тосненского района - шесть муниципальных поселений. Постоянно провожу приемы граждан.

Главы поселений и администраций, местные депутаты проявляют большую заинтересованность, и мы вместе решаем проблемы в Комитетах правительства Ленобласти. Когда удаётся что-то сделать для той или иной территории, это, конечно, радует. Ну, например, удалось осуществить в Отрадном проект «Берег реки Невы», из программы «Комфортная городская среда», решить вопрос со строительством стадиона...

- Во время приемов граждан, с какими вопросами к Вам обращаются чаще всего?

- Чаще всего - с текущими: коммунальные услуги, проблемы с электроэнергией, какие-то непонятные квитанции, безобразная дорога, освещения нет, отобрали подвал, где хранили картошку - морковку, и т.д.

Из серьёзных была просьба попасть в программу переселения из ветхого жилья, в программу краткосрочного капитального ремонта... Иными словами, вопросы, которые необходимо решать в Комитетах правительства Ленобласти.

Замечу, что в комитетах депутатов встречают нормально и по-деловому. Проблем с посещением нет, но предварительно согласовать свой приход всё-таки необходимо.

- Иван Филиппович, как бы Вы оценили коэффициент полезного действия своей депутатской работы?

- Честно говоря, не задавался такой арифметикой, но удается добиться многого. Нерешаемых вопросов вообще-то нет, а желание помочь, хорошее обоснование настойчивости всегда приносят результаты. Особенно при хорошем взаимодействии с местными администрациями. В этом плане не могу не отметить администрацию Отрадненского городского поселения.

- В этом году исполняется 25 лет Законодательному собранию Ленинградской области. Как Вы считаете, в каком направлении будет идти развитие законодательной власти, например, нашего областного парламента?

- Законотворческая работа не стоит на месте. Начал работать Совет законодателей, который создан при Совете Федерации, куда входят председатели законодательных собраний. Через Совет законодателей стало проще решать вопросы необходимых изменений федеральных законов.

- Существует Северо-Западная парламентская ассоциация. На фоне входящих в неё одиннадцати Законодательных собраний субъектов, как смотрится Законодательное собрание Ленинградской области?

- Оно всегда пользовалось и пользуется уважением коллег... Повестка дня формируется из направлений, которые актуальны для всего Северо-Запада России. Сегодня наши депутаты входят во все комитеты Парламентской ассоциации, некоторые комитеты возглавляют ленинградские депутаты. Думаю, что это говорит и о степени к нам уважения, и об уровне подготовки. Во всяком случае, к нашему мнению прислушиваются. Впрочем, как не прислушиваться, когда 40 % объема производства продукции сельского хозяйства Северо-Запада - это Ленинградская область.

- И последний вопрос: если бы не было Законодательного собрания, его бы стоило придумать?

- Его и так не было до 1994 года! Был Ленинградский областной Совет народных депутатов. Но Совет не принимал Законодательных актов, были планы социально-экономического развития, бюджет на очередной год.

Был принят Закон о региональных парламентах, который дал право законодательной деятельности. Депутаты первого созыва Заксобрания области, который возглавлял Василий Васильевич Иванов, кстати, ваш коллега-журналист, разрабатывали нормативную базу для работы депутатов всех последующих созывов. А работа была ох какая непростая!.. Председатели Заксобрания тогда по должности входили в Совет Федерации.

Все регионы нашей страны имеют свою специфику, которая требует своей законодательной базы. Поэтому совершенно правильно законотворческую деятельность передали, что называется, на места, «придумав», как вы выразились, Законодательные собрания.

Беседовал Георгий ГРАДОВ
Фото Екатерины ЮСУБОВОЙ