четверг, 26 апреля 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 611-55-85

Интервью Дмитрия Пуляевского для журнала "Муниципальный меридиан""Муниципальный меридиан", май 2018 г.

24 апреля 2018


О том, какие актуальные вопросы стоят перед областными законодателями и об их повседневной работе мы попросили рассказать заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрия Пуляевского.

- Дмитрий Витальевич, над какими законодательными актами в настоящий момент, работаете Вы и Ваши коллеги?

- Законодательная работа у нас ведется упорядочено, в рамках принятого в конце прошлого года плана. Главнейшими для нас остаются вопросы, связанные с бюджетом. В него нужно вносить поправки. Какие-то средства переводятся из одного пункта в другой, какие-то добавляются. Все это требует утверждения. Также в ближайших планах рассмотрение вопросов, связанных с капитальным ремонтом. В том числе, изменения в законе «О предоставлении отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на проведение капитального ремонта жилых домов». Всегда нужно помнить, что все, что связано с капитальным ремонтом, вызывает живой интерес у жителей, потому что это касается очень многих.

Вносятся изменения в закон «Об административных правонарушениях». В планах - работа над законом о социальных гарантиях работников внутренних дел. Очень важный вопрос, подлежащий рассмотрению, касается исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Как вы поним, аете всё, что связано с медицинской помощью, также имеет первостепенное значение.

Ведется работа над законами «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и о квотах для трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций. Важно создать для молодежи такие условия, чтобы она не уезжала в другие регионы, а оставалась работать здесь.

Большое значение будет иметь закон о перевозке пассажирским транспортом общего пользования жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Многие годы в этом вопросе было недопонимание. Но правительства наших регионов, Законодательные собрания, губернаторы «в ручном режиме» работали над ним. Все понимают необходимость того, чтобы жители Петербурга и Ленинградской области имели возможность пользоваться общественным транспортом по одним и тем же документам.

В конце прошлого года мы приняли Социальный кодекс. С 1 апреля 2018 года он вступил в действие в полной мере. Так что сейчас у нас вся социальная сфера переходит на «новые рельсы». Идет передача полномочий по соцзащите от муниципальных органов на областной уровень. Это очень непростые и болезненные вопросы. В частности, депутаты следят за тем, чтобы были минимизированы социально-человеческие последствия этих изменений. Многим муниципальным служащим, которые работают в соцзащите на местах, не хватает до получения муниципальных пенсий нескольких лет. Поэтому на каждой территории депутаты ведут работу над тем, чтобы этим людям дали возможность доработать в других муниципальных органах. Тогда они не лишатся своих честно заработанных муниципальных пенсий.

Можно и дальше продолжать перечисление законов, стоящих в нашем плане - я скажу лишь, что их действительно очень много. Это наша каждодневная работа, она ведется постоянно. В Законодательном собрании действуют 13 постоянных комиссий и у каждой на рассмотрении десятки важных законопроектов.

Кстати, в этом году мы приняли поправки в регламент, которые дают возможность каждому из депутатов работать в составе трех, а не двух постоянный комиссий, как это было раньше. Это повышает результативность их работы. Нагрузка, конечно, заметно возрастает, но депутаты сами выступили с таким предложением.

Не могу не отметить, что 2018 год в Ленобласти - Год туризма. Вполне логично, что у нас в работе находится закон «О туристической деятельности». Важно, чтобы все, что связано с этой сферой, было приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Нужно помочь реализовать возможности малого и среднего бизнеса, органов власти и местного самоуправления в этой сфере, чтобы туристы больше приезжали знакомиться с нашими многочисленными достопримечательностями. Нужно облегчить работу на местах, привлечь внимание к Ленинградской области, к ее уникальной природе, историческим памятникам и объектам культуры. Очень многие из них связаны с историей всей страны. Вот недавно на всеобщее обозрение в исторической экспозиции в Ильичево в Первомайском сельском поселении Выборгского района появился единственный сохранившийся в стране, а то и в мире, монумент, где в единой скульптурной группе в бронзе запечатлены держащиеся за руки Ленин и Сталин.

- Откуда же он вдруг появился?

- Его история еще не до конца изучена. Памятник нашли в подвале Выборгского замка. Скорее всего, туда его убрали после XX-го съезда КПСС, на котором произошло разоблачение культа личности Сталина. Теперь же его нашли и установили на территории бывшего ленинского музея, который теперь носит название «Музей Ялкала» и посвящен всей богатой истории этих мест. Многие хотят посмотреть, особенно китайские туристы, ведь монументов Сталина почти не сохранилось, разве что на Кавказе. Тем более, это масштабный, высотой более трех метров, скульптурный объект, уникальная историческая находка...

- Среди прочих, Вы курируете и вопросы, связанные с внешними связями областного парламента. В связи с этим, можно немного подробнее остановиться на законе «Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области в сфере приграничного сотрудничества на территории Ленинградской области».

- Ранее у нас не было подобного законодательного акта. Летом прошлого года вступил в действие федеральный закон об основах приграничного сотрудничества, были определены полномочия субъектов федерации в этом вопросе. Ленинградская область - один из самых наиболее значимых приграничных регионов. Здесь проходят основные транспортные коридоры, в обе стороны идет большой туристический поток. Пришло время упорядочить все приграничные взаимоотношения на местном уровне. Когда я был главой Соснового Бора, у нас были заключены соглашения и с Финляндией, и с Эстонией. Помню, насколько важно было оттачивать формулировки таких документов потому, что каждое побратимское соглашение должно пройти утверждение в МИДе. Теперь многие положения, определяющие порядок такого приграничного сотрудничества, будут в прописаны уже в областном законе.

Активность Ленинградской области по приграничному сотрудничеству очень велика. Взять хотя бы конференцию «Бизнес через границы», которая проводится на базе города Нарва. Туда приезжают не только представители Эстонии, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья. В конференции участвуют делегации нашего Законодательного собрания и Торгово-промышленной палаты. Там ведется прямой диалог представителей бизнеса, различных ветвей власти. И это только один из многочисленных примеров контактов на официальном уровне.

А есть еще и моменты, которые входят в нашу плановую работу, но носят менее официальный характер. Например, фестиваль «Ветеранское подворье». В этом мероприятии участвуют областные советы ветеранов, муниципалитеты, а три года назад мы пригласили наших эстонских соседей из Нарвы. Они с радостью откликнулись и теперь каждый раз участвуют, привозят свои яблоки, помидоры, тыквы, другую сельхозпродукцию и, главное, привозят свой настрой на позитив в отношениях.

Очень важно этот настрой и это взаимопонимание сохранить. Понятно, что сейчас в международных отношениях есть колоссальные проблемы. Но если мы сохраним личные контакты, взаимоотношения, потом гораздо легче будет все восстанавливать. Поэтому и федеральный, и областной законы нацелены на работу в этом направлении.

- А с межрегиональными отношениями дела явно обстоят лучше?

- Безусловно. На сегодняшний день у парламента заключено 28 соглашений с законодательными органами других российских регионов. География нашего сотрудничества - от Калининграда до Дальнего Востока. В первую очередь для нас важны контакты с соседями по Северо-Западному федеральному округу. Очень многие законодательные инициативы в рамках нашей межпарламентской ассоциации ПАСЗР мы проводим вместе. Когда предложение идет одновременно от нескольких субъектов федерации, это очень ускоряет его прохождение в Госдуме.

Отдельно хотелось бы остановиться на взаимодействии с Крымом. Именно с ним мы год назад заключили последнее на сегодняшний день соглашение. А весной 2014 года мы на одном из первых самолетов прилетели туда делегацией Ленинградской области, привезли с собой различное оборудование для газо- и водораспределения, скорой медицинской помощи. Это было начало нашего сотрудничества. Уже тогда началась проработка подписанного в прошлом году соглашения.

- У нас еще один очень близкий, хоть и зарубежный сосед - Белоруссия...

- Это наш родной сосед. У нас с Белоруссией - Союзное государство, и мы на территории области, в рамках этого сотрудничества с большим удовольствием проводим массу мероприятий. В нашем Доме дружбы есть постоянная экспозиция белорусской диаспоры.

А Сосновый Бор - это в некотором роде «белорусская столица» Ленинградской области.

Когда я был его главой, мы вступили в побратимские отношения с городом Островец, где началось строительство первой белорусской АЭС. С тех пор эти связи только развивались и укреплялись. Белорусы очень искренни в своем стремлении дружить. Они понимают, что Россия - это не просто друг и соратник, а брат. Т у нас общее будущее.

- Взаимопонимание необходимо на всех уровнях. Недавно в Сосновом Бору, который Вы представляете в Законодательном собрании, прошла встреча областных депутатов с руководителями средств массовой информации региона. Какова его цель?

- Мы регулярно проводим такие встречи. Они готовятся так, чтобы через местных журналистов вопросы с мест от жителей поступали заранее. Ответы на них готовятся в соответствующих комиссиях и средства массовой информации потом могут их опубликовать, донести до населения необходимую ему информацию и мнение депутатов.

Кстати, Сосновый Бор для нынешней встречи со СМИ был выбран не случайно. У города в этом году юбилей - 45 лет со дня основания и со дня пуска первого энергоблока ЛАЭС. В 2018 году он выводится из эксплуатации и именно поэтому первый блок строящейся ЛАЭС-2 к этому сроку вводится в эксплуатацию.

Новый блок уже работает и поставляет энергию. Так что это не просто юбилейный год. Это год, когда вводятся в эксплуатацию блоки ЛАЭС, которые будут работать до конца текущего столетия. Важно, чтобы информация, полученная журналистами в Сосновом Бору, дошла до всего населения области и шире - до всей России. У нас ведь не просто запущен новый блок и выводятся из эксплуатации старые. В результате этого освобождается грандиозное количество помещений и объектов. Все, что непосредственно связано с ядерным блоком, занимает небольшое пространство. Но инфраструктура - огромная. Только в машинном зале один пролет имеет длину 400 метров и высоту 40 метров. И ко всему этому подведена самая лучшая инфраструктура.

Поэтому данное пространство не должно простаивать и приходить в запустение. Его нужно заполнить новыми производствами. И уже сейчас там начинается новая жизнь. Много различных предложений. Например, связанных с централизацией процессов вывода из эксплуатации других российских энергоблоков. У нас в стране 10 атомных станций и есть среди них несколько с такими же блоками, как на ЛАЭС.

Мы первыми выводим блок из эксплуатации, и наш опыт будет потом транслироваться на другие станции. Для этого в Сосновом Бору можно создать центр компетенций. Это колоссальный объем работ, приезд специалистов, транспортировка грузов, оборот денежных средств. Это новый уровень жизни и нужно, чтобы все важная информация, с этим связанная, была донесена до жителей области. Они должны понимать, что атомная энергетика - самый экологичный и безопасный способ получения энергии, без которой страна просто не сможет выжить.

- Возглавляя Сосновый Бор, Вы также были Председателем Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области". А сейчас Вы поддерживаете связь с Советом и с муниципалами?

- Разумеется. Взаимодействие с муниципальными образованиями - одна из важных частей нашей работы. Она имеет разные формы. Хочу немного подробнее остановиться на одной из наиболее эффективных. Я имею ввиду проходящую под эгидой Законодательного собрания «Муниципальную школу». Она поводится в целях коллективного обучения муниципальных глав и депутатов, ознакомления их с правовыми основами организации местного самоуправления, оказания информационной, консультационной и методической поддержки в области местного самоуправления, а так же для обмена мнениями и положительным опытом.

В 2015 году Законодательное собрание приняло положение о «Муниципальной школе». Занятия в ней проводятся в виде заседаний, выездных семинаров, круглых столов. А создана эта школа была еще в 2002 году. Первое время проходило по 3-4 занятия в год, а , начиная с 2013 года - по 6-7 занятий. В среднем за год через «Школу» проходит 450 слушателей.

На каждом занятии присутствует более ста человек. Это и главы администраций местных муниципальных образований, и депутаты первого и второго уровней, специалисты и работники аппарата советов депутатов, администраций, помощники депутатов. Здесь мы имеем, наверное, одну из самых важных форм работы. Особенно для депутатов первого уровня. Ведь там в каждом новом созыве, состав обновляется почти наполовину. А на «Школе» новички получают всю необходимую для эффективной деятельности информацию.

Еще одна действенная форма работы с муниципалами - Совет представительных органов муниципальных образований. Туда люди приезжают со своими законодательными инициативами, там они получают информацию о нашей работе. При этом в составе Совета регулярно происходят ротации. Кроме информационной, там ведется и экспертная работа. Вот только один ее пример: принятие Социального кодекса. Его обсуждение шло на территории всех муниципальных районов. Он так же прошел через «Муниципальную школу» и Совет. Работа велась почти год. Но зато у нас есть уверенность, что каждое предложение, каждая поправка с мест были услышаны.

Соцкодекс - закон очень сложный. Ничего подобного в Российской Федерации раньше не было. Мы - пионеры в этом вопросе и проработка закона с муниципальным сообществом дает уверенность, что он найдет отклик у жителей. И, если жизнь даст поводы, мы готовы его поправлять.

- А в родном Сосновом Бору еще есть, над чем законодателям работать?

- Сосновый Бор во многом исключителен. Взять хотя бы медицинское обслуживание. Это единственный город в области, где все медуслуги осуществляются федеральным медучреждением. Вся остальная областная медицина - это региональный уровень и региональный бюджет. У федеральных учреждений свой источник финансирования и уровень балансной принадлежности, это колоссальная проблема. Например, в плане привлечения молодых специалистов. В области для них выстроена система помощи и субсидирования.

Они получают «подъемные», участвуют в программе по обеспечению жильем, во время учебы могут получать специальную стипендию. И все это не может распространятся на тех, кто идет работать в федеральные учреждения, потому что наш бюджетный кодекс разделяет бюджеты разного уровня. В этом абсурдность сложившейся ситуации. Жители Соснового Бора хотят получить услугу, не задумываясь, о том - из какого бюджета их финансируют. И у нас в городе специалисты не имеют тех преференций, какие есть у их областных коллег. Получается, что Сосновый Бор в этом плане немного обделен.

Мы приглашаем молодых врачей, но не можем самостоятельно решать их проблемы с жильем, с надбавками по заработной плате. Проблему нужно решать на федеральном уровне. Сейчас мы с экспертами прорабатываем и будем исправить эту ситуацию.

- Тем более, что и в своем послании Федеральному Собранию Президент большое внимание уделил вопросам здоровья нации...

- В нем Владимир Владимирович обратил особое внимание на важность вопроса сбережения нашего народа. В ближайшее десятилетие Россия должна войти в клуб 80+. То есть средняя продолжительность жизни должна превысить 80 лет. Для Ленинградской области это очень важно, потому что у нас в этом направлении есть вопросы, требующие быстрого решения. Они связаны с увеличением зарплат медработников, профилактикой, доступностью медицины. В населенных пунктах с населением более ста человек должен быть фельдшерско-акушерский пункт. Там, где проживает менее ста человек, нужна система мобильной медицинской связи. В Петербурге и Москве не всегда нас понимают.

А в послании Президента это есть, что говорит о том, насколько точно он понимает и реалистично оценивает ситуацию в стране в целом. В Ленобласти, например, в Подпорожском районе имеется Винницкое сельское поселение, в которое входит 36 деревень. А по площади это самое обычное сельское поселение в два раза превышает Петербург. У нас совершенно другая специфика, чем в мегаполисе. Врачи сталкиваются с проблемами, не знакомыми их городским коллегам.

Поэтому нам нужно развивать не только мобильность врачей, но и телемедицину, позволяющую провести консультацию удаленно, из любого места, с любым специалистом и все другие многочисленные моменты, которые, в конечном итоге, повышают качество уровня жизни в сельской местности.

Практика показывает, что, если в отдаленном небольшом населенном пункте есть фельдшерский пункт, пусть малокомплектная, но действующая школа - мы его не потеряем. Жизнь оттуда не будет уходить.

Беседовал Максим Кончаров