RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Ольга Ковальчук: «Живу по принципу «опережая время»
26 апреля 2024
Всеволожские вести
Поделиться:

В субботу, 27 апреля, страна отметит День российского парламентаризма. Дата выбрана не случайно – посвященное ей событие уходит корнями в начало прошлого века, когда после революции 1905-го император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление». Именно 27 апреля 1906 года состоялось первое заседание высшего законодательного органа Российской Империи

В преддверии памятного дня мы встретились с депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, профессором, доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, ректором Ленинградского областного института развития образования Ольгой Ковальчук, чтобы поговорить о роли парламентаризма в современном обществе.

– Ольга Владимировна, расскажите о своём парламентском опыте.

– Для этого нужно совершить путешествие в прошлый век. Начну, пожалуй, с того, что мой первый опыт парламентаризма случился в 1991 году, буквально на сломе эпохи. Тогда меня избрали депутатом Бугровского сельсовета, причём сразу заместителем председателя совета депутатов. И одновременно делегировали во Всеволожский райсовет по 102-му избирательному округу. К слову, в том же году эра советского парламентаризма и закончилась. Долгое время я была связана с депутатами через систему образования.

Экономическая ситуация в стране была довольно сложной, и в условиях скудного финансирования приходилось решать порой непосильные задачи. Как говорится, важней бюджета дела нет, поэтому я шла к местным парламентариям – говорить, просить, доказывать, объяснять. И, надо отдать им должное, почти всегда меня там слышали и делали всё, что могли в рамках своих  полномочий. Во многом благодаря нашему тесному взаимодействию с депутатским корпусом районное образование выстояло в те непростые годы. Здесь хочу особо отметить, что система народного образования является той платформой, фундаментом, на котором я строила всю свою жизнь.

В течение семи лет я возглавляла совет депутатов Токсовского поселения и Всеволожского района, совмещая эту работу с руководством Ленинградским областным институтом развития образования, где являюсь ректором с 2013 года и по сей день. Уверена, что всякое движение в жизни идет поступательно, в моем случае – вверх. Пройдя условные  ступеньки депутатской работы в сельском совете и на районном уровне, я получила исчерпывающий опыт, вполне могла рассчитывать на собственные силы и использовать их для работы в областном парламенте. У меня достаточно знаний и в сфере образования, и в сфере законотворчества – на уровне района мы принимали много нормативных актов, и самый главный, как я уже говорила выше, – это закон о бюджете. Так что решение баллотироваться в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области было зрелым и осознанным.

В сентябре 2021 года я была избрана депутатом областного ЗакСа 7-го созыва от партии «Единая Россия», и вот уже третий год представляю там интересы жителей Всеволожского района и участвую в нормотворческой деятельности.

– Есть четкое определение парламентаризма как системы государственного управления. Можете пояснить его суть простыми словами?

– Здесь, пожалуй, мы подошли к главному. Парламент осуществляет диалог власти и общества, при этом является ключевой площадкой для взаимодействия различных политических сил. Суть парламентаризма – это представление депутатами интересов своих избирателей и обеспечение этих интересов путём поиска общих решений и компромиссов, но в рамках главной цели – улучшения жизни всех слоёв населения. Иными словами – мы должны оправдать и отработать оказанный нам кредит доверия народа. А в том, что люди оказали мне доверие, я вижу оценку моей работы, моих личных качеств как человека, профессионала и специалиста.

И конечно, важнейший аспект работы депутата – законотворчество, в основу которого ложатся наказы избирателей. По сути, наш парламент – это сложный механизм, запускающий законодательную деятельность на региональном уровне.

– Как вам удается совмещать работу ректором в ЛОИРО и парламентскую деятельность?

– Дело в том, что эти направления работы тесно взаимосвязаны. Работая над развитием образования в институте, я должна знать все современные образовательные тенденции, знать исторические корни и подводные течения законотворчества, и на этой базе строить обучение, помогать учительству Ленинградской области видеть образовательную перспективу, основанную на прежнем опыте.

Ректор – это не чиновник, это прежде всего руководитель, несущий полную ответственность за вверенное ему учреждение. Как и депутат, ответственный за благополучие своих избирателей. Немаловажно и то, что моя работа в институте обязывает оперативно принимать ответственные решения. Этот навык очень важен и в депутатской деятельности, когда требуется предложить варианты решения поставленных задач в максимально короткие сроки.

Что ещё роднит парламентария и руководителя, так это умение работать с людьми, навыки эффективной коммуникации, понимание человеческой психологии, творческое мышление. К тому же в ЗакСе я работаю на безвозмездной основе, депутатскую зарплату не получаю. Собственно, деньги за «депутатство» я не получала и работая главой муниципального образования. В этом случае законодатель разрешает нам совмещать парламентскую деятельность с профессиональной. Да, свободного времени, конечно, практически не остается, рабочие моменты «настигают» и вечером, и в выходные дни.

– Как депутат ЗакСа вы ведёте регулярный приём граждан. С какими проблемами люди обращаются к вам чаще всего? И всегда ли удается оказать реальную помощь?

– Пожалуй, больше всего жалоб поступает на работу жилищнокоммунальных служб. Вообще же, избирателей волнует самый широкий спектр проблем, связанных с медицинским обслуживанием, образованием, благоустройством, земельными и имущественными вопросами.

К сожалению, помочь получается не всегда. Очень бы хотелось иметь волшебную палочку и одним взмахом решить проблему, но, увы, это невозможно. Часто на приём к депутату приходят люди отчаявшиеся, те, кому уже отказали в решении вопроса в нескольких инстанциях, и, что характерно, – по объективным причинам. Но если есть хоть малейший шанс как-то повлиять на ситуацию или хотя бы предложить человеку какую-то альтернативу, я всегда стараюсь использовать эту возможность. Просто потому, что голос депутата сильнее, его обязательно примут, выслушают и, возможно, пойдут навстречу.

– Расстраиваетесь, если не получается помочь?

– Да. Расстраиваюсь. Чувство сопереживания у меня очень развито. Но и радуюсь, когда проблема благополучно разрешается. Не так давно ко мне на приём пришел пожилой мужчина и попросил… определить его в дом престарелых. Восемьдесят лет, бывший военный, характер непростой – рассорился с родными, посчитал себя обузой для них, жизнь в семье казалась ему невыносимой. Настроен был решительно. Что ж, стали искать для него подходящее учреждение – и нашли, не без труда, специализированный пансионат для ветеранов Вооруженных сил.

Параллельно я постоянно разговаривала с ним, пытаясь донести простую истину, что казенные стены и общение с товарищами по оружию в этом последнем приюте никогда не заменят семейный очаг. Но дедушка стоял на своём. И вот когда мы уже практически договорились о приёме, я узнаю, что он примирился с родственниками, и всё у него хорошо. Казалось бы, зря потрачено время и силы, но на душе сделалось так светло…

Без любви к человеку, без умения сочувствовать и сопереживать нечего идти в депутаты – это моё глубокое убеждение.

– Ольга Владимировна, вы говорили о том, что в областном парламенте будете прежде всего продвигать и отстаивать идеи развития образования. Удаётся ли воплощать в жизнь намеченные планы?

– Ещё в своей предвыборной программе я заявляла о том, что необходимо менять многие позиции в образовании, уходить от понятия «образовательная услуга», возвращать в школу трудовое воспитание и многое другое, от чего так опрометчиво отказались в ходе реформы 1992 года.

Практически все жалобы населения в части образования, в том числе и дошкольного, связаны с действующими законодательными нормами. Закон об образовании нуждается не в доработке, а в абсолютном обновлении, и мы уже выходили с соответствующим письмом в Государственную Думу РФ. В документе также обоснована необходимость возрождения политехнической школы для сохранения и развития суверенитета нашей страны, укрепления экономики.

Надеюсь, что работа в соответствующей парламентской комиссии позволит мне выполнить наказы земляков.

– И последний вопрос – каково ваше кредо, основной принцип, которым вы руководствуетесь в парламентской деятельности и в жизни в целом?

– Живу по принципу «опережая время». Нельзя останавливаться на полпути, нужно стремиться туда, к линии горизонта, и еще дальше, невзирая ни на какие трудности и наполняя жизнь грандиозными планами.

БЕСЕДОВАЛА Светлана ЗАВАДСКАЯ

ФОТО Антона ЛЯПИНА и из архива «В.в.»