суббота, 23 февраля 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Депутаты приняли обращение по охранной археологии

24 апреля 2018

24 апреля на 29-м очередном заседании депутаты Законодательного собрания Ленинградской области приняли обращение к Председателю Государственной Думы ФС РФ Вячеславу Володину о ситуации, сложившейся в сфере охранной археологии.

Обращение инициировал член постоянной комиссии по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи, директор объединенного Выборгского музея-заповедника Владимир Цой. Обращение носит «превентивный» характер: депутаты выражают обеспокоенность тем, что в Правительстве Российской Федерации готовятся поправки, которые могут внести кардинальные изменения в статьи Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно этим поправкам, как стало известно областным депутатам, государственная историко-культурная экспертиза (далее - ГИКЭ) земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению (экспертиза путем археологической разведки), будет проводиться только на отдельных «перспективных» для обнаружения археологических объектов территориях, которые заранее, исходя из неведомых пока оснований, должны быть определены органами власти.

Как сказано в обращении, столь существенные изменения планируется внести не отдельным законопроектом, а путем внесения поправки в уже принятый Государственной Думой в первом чтении документ, не имеющий отношения к теме экспертизы: проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории».

В настоящее время, говорится в обращении, ГИКЭ земельных участков проводится во всех случаях, когда орган охраны памятников не имеет сведений о том, что на осваиваемых территориях отсутствуют объекты культурного наследия. В случае если указанная поправка вступит в силу, пишут областные депутаты, органы государственной власти Российской Федерации за свой счет должны будут заранее установить границы «перспективных» территорий, что, с одной стороны, повлечет огромные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, а с другой стороны, выявить заранее такие территории, с точки зрения специалистов, невозможно. К сожалению, территория нашей страны обследована археологами далеко не полностью и крайне неравномерно. И большинство памятников археологии, учтенных в ходе т.н. «паспортизации» 70-90-х годов 20 века, не имеют достоверных координат и установленных границ, что требует проведения новых изыскательских работ.

Одной из главных целей предварительного археологического обследования является корректировка планов развития, трассирование линейных объектов в целях обеспечения сохранности объектов археологии и экономии средств инвесторов. Отказ от предварительных обследований приведет к непредсказуемости проведения строительных работ, срывам сроков строительства в случае внезапного обнаружения неучтенных либо неточно обозначенных на местности памятников.

Как подчеркивают областные депутаты, предварительное археологическое обследование территорий за счет средств инвестора является общепризнанным международным стандартом, в различных формах проводится во всех странах мира без исключения. Требования по организации предварительных археологических обследований «по аналогии с исследованиями по оценке возможных последствий, необходимость которых вызывается экологическими соображениями» включены в ст. 6 Европейской конвенции об охране археологического наследия, которая была ратифицирована Российской Федерацией в 2011 году.

Проблемы, возникающие при организации проведения историко-культурной экспертизы земельных участков на территории Российской Федерации, проистекают не из положений Федерального закона «Об объектах культурного наследия», а из непродуманных положений подзаконных актов, существенно затрудняющих привлечение государственных учреждений науки, образования и культуры к проведению экспертизы, а также никак не регулирующих ее стоимость.

Депутаты подчеркивают в своем обращении, что на протяжении последних лет специалисты и общественные организации многократно обращались в федеральные органы исполнительной власти с просьбой аттестовать государственные учреждения в качестве экспертов- юрлиц и ввести правила тарификации работ по экспертизе.

Специалистами РАН, представителями региональных органов охраны культурного наследия подготовлен пакет предложений по внесению изменений в подзаконные акты, а также в основной Федеральный закон для рационализации процедуры экспертизы.

Предлагаемые изменения могут быть обсуждены на базе Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации с привлечением широкого экспертного сообщества.

Депутаты в обращении просят учесть весь спектр мнений при рассмотрении указанного вопроса в Государственной Думе.

Елена Гариб, Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области