вторник, 13 ноября 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Состоялось «нулевое» чтение бюджета

26 октября 2018

26 октября в Доме Правительства Ленинградской области в рамках депутатских слушаний состоялось предварительное рассмотрение проекта областного закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», так называемое «нулевое» чтение бюджета. Парламентарии заслушали информацию о ключевых принципах формирования бюджета, направлениях бюджетных доходов и расходов, задали вопросы и высказали предложения по решению проблем на местах.

С докладом выступил первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов Роман Марков, который сразу пояснил, что законопроект был внесен в областной парламент согласно срокам бюджетного процесса 20 октября, до утверждения национальных проектов (согласно Указу №204 Президента РФ 30 октября), в связи с чем до 23 ноября Правительство региона, вероятно, будет готовить поправки, если к этому моменту нацпроекты будут утверждены.

Среди внешних факторов, которые отразились на формировании бюджета, Роман Марков назвал сохранение геополитической напряженности, санкционного давления, неопределенность объема средств по нацпроектам, изменение налогового законодательства и ограничение финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе и по Указам Президента. Внутренние факторы: ограничение уровня госдолга и дефицита, соблюдение уровня софинансирования расходных обязательств, нестабильность доходной базы консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), дисбаланс между вводом жилья и созданием рабочих мест в пригородных районах Ленинградской области. Кроме того, существенное влияние на пополнение региональной казны оказывают курс доллара и цена российской марки нефти Urals.

В настоящее время регионы работают с федеральным центром в соответствии с Соглашением с Минфином и принципами «модельного бюджета». Ленобласть тратит больше, чем предусмотрено «модельным бюджетом», в том числе из-за наличия «неэффективных льгот», которые искусственно завышают налоговый потенциал региона, что приводит к более жестким критериям по федеральному софинансированию (к примеру, по нацпроектам софинансирование составляет 67%, в то время как в большинстве субъектов РФ 95-99%). С учетом этого сформулированы следующие основные принципы бюджетной политики на 2019 год: стратегическая приоритизация расходов и внедрение принципов проектного управления, увеличение доходной базы консолидированной бюджета, повышение эффективности управления бюджетными расходами, повышение финансовой устойчивости местных бюджетов, ограничение роста госдолга. Увеличить доходную базу, в частности, планируется за счет отмены неэффективных льгот, погашения задолженности по налоговым и неналоговым платежам, повышения налогового потенциала, а также более эффективного использования государственного и муниципального имущества.

Запланирован рост размера минимальной заработной платы до 12 тыс. рублей (+5,3% к установленному уровню инфляции) и величины прожиточного минимума на 3,6% до 10879 рублей.

Основные параметры областного бюджета без учета федеральных средств выглядят так: доходы на 2019 год запланированы на уровне 113,8 млрд рублей (рост на 10,2%), из них 108,5 млрд рублей - собственные доходы (рост на 12,1%), 5,3 млрд рублей - безвозмездные поступления (уменьшение на 18,4%, после утверждения нацпроектов будут скорректированы); расходы составят 120,3 млрд рублей (рост на 10,2%), дефицит - 6,5 млрд рублей. В 2020 году, как ожидается, доходы бюджета Ленобласти вырастут до 119,7 млрд рублей, расходы составят 125,2 млрд рублей. На 2021 год доходная часть составит 120,6 млрд рублей, расходы - 122,5 млрд рублей. Таким образом, технический дефицит планируется снизить до 1,9 млрд рублей.

В 2019 году основными расходными статьями бюджета Ленобласти станут образование - 30,6 млрд рублей, здравоохранение - 22,4 млрд рублей, социальная защита населения - 17 млрд рублей, дорожное хозяйство - 7,9 млрд рублей, развитие жилищно-коммунального комплекса - 7,3 млрд рублей, поддержка сельского хозяйства - 5,7 млрд рублей, формирование комфортной среды и строительство жилья - 3,4 млрд рублей.

В ходе обсуждения парламентарии задали свои вопросы. Иван Хабаров («Единая Россия») обозначил проблему наличия второй смены в школах, в частности, в лицее г.Отрадного, строительство пристройки для которого не попало в программу на 2019 год, хотя проектно-сметная документация прошла экспертизу. Роман Марков пояснил, что главные распорядители бюджетных средств сегодня выстраивают рейтинг по объектам, находящимся в работе. В ближайшее время появится ясность по финансированию и депутаты будут приглашены на заседание рабочей группы, где и решится, в каком порядке работать с объектами, добавил глава финансового ведомства.

Руководитель фракции КПРФ Регина Илларионова просила пояснить критерии определения неэффективных льгот и перспективы работы по этому направлению. Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев спросил о минимизации потерь областного бюджета от увеличения НДС с 18 до 20% с января 2019 года. Прозвучал ответ, что напрямую увеличение НДС на регион не влияет, но опосредованно снижает прибыль от коммерческих организаций. Выход - повышать собираемость налогов, прежде всего, земельного и имущественного.

Андрей Шаронов («Единая Россия») выразил обеспокоенность состоянием больницы Ломоносовского района, о создании модульного отдела полиции говорил его коллега по фракции Сергей Караваев.

Светлана Потапова («Единая Россия») задала вопрос о распределении субсидий в бюджеты муниципальных образований и предложила рассмотреть этот вопрос более детально. Предложение было поддержано. По словам Романа Маркова, максимальное количество субсидий распределено законом о бюджете, кроме тех, где есть софинансирование из федерального бюджета, поскольку пока нет параметров.

Депутат-единоросс Сергей Коняев озвучил проблему строительства распределительных газопроводов в пос.Вырица, 18 проектов (650 домовладений) прошли экспертизу, но получили отказ в финансировании. В комитете по ТЭК подтвердили, что это недоработка комитета, в результате неправильного подхода к включению объектов возникло неосвоение порядка 500 млн рублей, и заверили, что все объекты, которые имеют ПИРы, будут построены в течение 2019-2021 годов. Кроме того, идет синхронизация с Газпромом по программе газификации, эти объекты должны войти в программу. Роман Марков предложил комитету провести инвентаризацию и составить рейтинг всех объектов, по аналогии с другими ГРБС.

Алексей Ломов, как руководитель общественной приемной Партии «Единая Россия» в Ленинградской области отметил, что по результатам мониторинга обращений граждан на первом месте стоит проблема ЖКХ. «Ко мне поступило обращение от жителя Ленинградской области, которому за подключение к газопроводу рассчитали сумму в 2,2 млн рублей», - рассказал депутат и предложил так же, как в случае с подключением к электрическим сетям, выработать единый тариф на подключение к газу. Кроме того, Алексей Ломов поднял вопросы о вывозе бытовых отходов в районах Ленинградской области и увеличении финансирования ремонта региональных дорог.

По окончании заседания Роман Марков поблагодарил депутатов за активную совместную работу, неравнодушный и взвешенный подход к рассмотрению главного финансового документа.

«Нулевое» чтение стало одним из этапов рассмотрения бюджета Законодательным собранием региона. Обсуждения законопроекта продолжатся в ходе заседаний постоянных комиссий. Первое чтение бюджета-2019 состоится 12 ноября.

Мария Суворова
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области