четверг, 1 октября 2020
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Депутаты радеют за качество объектов капстроительства и автомобильных дорог

27 февраля 2019

Сегодня депутаты парламента Ленобласти решили обратиться к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву по вопросу об уточнении дополнительного требования к участникам закупки при выполнении строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов капитального строительства, автомобильных дорог, касающегося наличия опыта исполнения контракта (договора).

Инициатор обращения депутат Олег Зеваков («Единая Россия») отметил строительство жилья и безопасных, качественных автомобильных дорог как одно из приоритетных направлений государственной политики России.

О необходимости увеличения объемов строительства нового жилья с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год, удвоения расходов до 11 триллионов рублей из всех источников на строительство и обустройство автомобильных дорог России отмечено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.

В связи с этим важное значение приобретает выполнение требований, предъявляемых государством к обеспечению качества и безопасности создаваемых объектов капитального строительства, автомобильных дорог и выполнению гарантийных обязательств.

В этих целях Правительством РФ установлено дополнительное требование к участникам закупки при выполнении строительства, реконструкции и капитального ремонта некоторых объектов капитального строительства в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, а также при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения с начальной (максимальной) ценой контракта для обеспечения государственных нужд свыше 150 млн рублей (для муниципальных нужд свыше 50 млн рублей) об обязательном наличии у участников такой закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке.

При применении данного дополнительного требования на практике заявки на участие в закупке подаются как организациями, ранее выполнявшими отдельные виды строительных работ (субподрядчиками), так и осуществлявшими функции генерального подрядчика, что вызывает споры между участниками закупки и контролирующими органами.

В обращении указывается на то, что правоприменительная практика по вопросу о правомерности допуска к участию в закупке участника, имеющего опыт выполнения работ в качестве субподрядной организации, в настоящее время только складывается.

Федеральная антимонопольная служба придерживается позиции, подтверждаемой пока только судебной практикой Арбитражного суда Московского округа, о том, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не может быть допущено к участию в конкурсе, аукционе на строительство объекта капитального строительства, автомобильной дороги.

В качестве доводов, обосновывающих такую позицию, указывается на то, что субподрядчик не имеет опыта строительства самого объекта капитального строительства, автомобильной дороги, поскольку выполняет только определенный вид (виды) строительных работ, то есть часть всех работ, необходимых для строительства такого объекта.

Кроме того, субподрядчик не имеет опыта выполнения иных видов работ, выполняемых генеральным подрядчиком в ходе строительства капитального объекта, например, опыта выполнения работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией; осуществления строительного контроля лица, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации; сдачи и ввода капитального объекта в эксплуатацию и др.

Также субподрядчик в отличие от генерального подрядчика не несет гарантийных обязательств по объекту в целом, в том числе ответственность перед заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядными организациями, установленную пунктом 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что рассматриваемый вопрос напрямую связан с повышением качества строительства объектов капитального строительства, автомобильных дорог и обеспечением работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые субподрядчик не сможет гарантировать в полном объеме в силу отсутствия необходимого опыта, депутаты Законодательного собрания Ленинградской области выражают обеспокоенность тем, что на территории РФ может сформироваться противоположная судебная практика, в том числе позволяющая субподрядчикам участвовать в конкурсах, аукционах в качестве участника закупки, которая, в свою очередь, может привести к негативным последствиям в сфере строительства.

На основании изложенного парламентарии Ленобласти просят Дмитрия Медведева рассмотреть вопрос об уточнении дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) о выполнении соответствующих строительных работ в качестве генерального подрядчика за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке и документов, которые подтверждают выполнение таких работ участником закупки в качестве генерального подрядчика.

 

Ольга Матвеева, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области