суббота, 25 мая 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Эксперты обсудили вопросы кибербезопасности и работы школьных психологов

23 апреля 2019

23 апреля состоялось заседание круглого стола на тему: «Актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса». Представители органов власти и общественности вместе с экспертами обсудили проблемы психологической и кибербезопасности в школах, адаптации учащихся школ-новостроек, а также развития психологической службы в Ленинградской области.

Участие в работе заседания приняли заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрий Пуляевский («Единая Россия») и депутат Валерия Коваленко («Справедливая Россия»).

Мероприятие было организовано Общественной палатой Ленинградской области, а именно ее комиссиями по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту, а также по развитию институтов гражданского общества и некоммерческого сектора, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Открыл заседание заместитель председателя Общественной палаты Владимир Журавлёв, который отметил огромную работу, проводимую по обсуждаемой проблематике в Ленинградской области. «Тема психологического сопровождения непреходящая, у нас есть серьезные наработки, но, как показывает практика, проблем очень много, в связи с чем надо постоянно мониторить ситуацию, расставлять новые акценты».

Приветствуя участников круглого стола, вице-спикер областного парламента Дмитрий Пуляевский отметил особую актуальность рассматриваемых вопросов. «В этой сфере у нас есть явные достижения, все помнят период, когда в школах вообще не было психологов. Потом этот вакуум был заполнен, но появилась другая проблема: зачастую туда приходят люди, которые не в полной мере владеют профессиональными знаниями. Педагогическая система Ленобласти является одной из лучших в стране, но сегодня нам нужны психологи, которые действительно вооружат и наших детей, и наших преподавателей. В сети есть сотни примеров буллинга (от англ. bully - хулиган, драчун, грубиян - систематическое запугивание и травля более слабого ученика - прим. ред.) не только учащихся, но и учителей. Имеют ли они силы этому противостоять, чувствуют ли они поддержку педагогического коллектива», - подчеркнул вице-спикер.

Дмитрий Пуляевский также выразил общую обеспокоенность за ребят, которые не имеют твердых идеологических основ: «Важно не просто проанализировать ситуацию, но и дать предложения, чтобы показать, куда нам двигаться в будущем. Ведь наши дети - это и есть наше будущее».

Заместитель председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области - начальник отдела социальной защиты и специальных учреждений Татьяна Рыборецкая добавила, что на минувшей неделе в ЛОИРО прошла конференция на эту тему и очень важно, что дискуссия продолжается, теперь уже с привлечением общественности.

«В центре образовательного процесса находится ребенок, и то нарастающее количество рисков, которые препятствуют позитивному социально-психическому развитию его личности, ставит перед системой образования ряд задач, требующих решения, в частности, это: создание психологически безопасной образовательной среды, осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка и психологической помощи семьям детей группы особого внимания, содействие в развитии и успешной социализации и адаптации детей в школах-новостройках (сегодня в Ленобласти есть школы, в которых обучается более 2 тысяч детей одновременно), профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка, в том числе обусловленных влиянием негативного контента, который распространяется через социальные сети, ростом объема учебной нагрузки; помощь в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, особенно в условиях дефицита родительского внимания, доверительного общения детей и родителей», - сообщила Татьяна Рыборецкая.

По словам заместителя председателя комитета по молодежной политике Ленинградской области - начальника отдела профилактики асоциального поведения молодежи Ирины Бенера, региону нужны высококлассные специалисты, особенно психологи-конфликтологи, которые непосредственно работают с молодежью, родительской общественностью. «Родители у нас, конечно, не подготовлены, с ними нужно общаться. Мы проводим единые родительские дни, выезжаем на места в целях профилактики негативных проявлений». По итогам прошлого года отмечается рост случаев суицида среди подростков, причем дети из внешне экономически благополучных семей. А если своевременно подключить психологов, можно «поймать кризис» и избежать трагических последствий, уверена Ирина Бенера.

В рамках дискуссии участники заслушали информацию и обменялись опытом по четырем ключевым направлениям: компетентность педагога и психологическая безопасность образовательной среды; создание условий адаптации обучающихся в школах-новостройках как психолого-педагогическая проблема; механизмы и ресурсы реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Ленинградской области; киберпространство как базовый ресурс формирования поведенческих установок. Кроме того, были представлены презентации лучших практик в сфере психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Заместитель председателя постоянной комиссии ЗакСа Ленобласти по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям Валерия Коваленко задалась вопросом профессиональной подготовки и создания условий для работы школьных психологов. «Мы говорим о том, что в каждой школе должен быть психолог, но готовы ли сегодня вузы удовлетворить потребность в школьных психологах? С другой стороны, готовы ли эти специалисты ехать в Ленобласть и на каких условиях? Необходимо создать определенные льготы, бонусы, которые бы стимулировали их это делать».

Депутат добавила, что три года назад подготовила проект областного закона «О психологических услугах в Ленинградской области», который регламентирует деятельность психологических сообществ, документ требовал доработки, но в ближайшее время инициатор планирует вновь внести его на рассмотрение Законодательного собрания.

«Доставить в школы психологов не является проблемой, вопрос в целевом наборе. Кроме Сланцевского района, ни один район целевым набором не пользуется», - ответил первый проректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор психологических наук, профессор Анатолий Маклаков. По его словам, скомпоновать систему школьных психологов возможно, но при определенных условиях. На уровне региона должны быть утверждены: методический комплекс, который бы защитил психологов, стандарты подготовки специалистов и центральное звено, где эта подготовка проводится.

Особый интерес вызвало выступление эксперта Центра СИ по кибербезопасности и социальной инженерии Михаила Канавцева, который говорил о психологических кибертехниках, применяемых в молодежной среде, в особенности в социальных сетях. «Сегодня нам усиленно навязывают западные стандарты, когда самореализация, а по сути - индивидуализм, становится базовым акцентом. Конкуренция, сотрудничество, обучение уходят на второй план, если это мешает самореализации. Государство представляется как враг, поскольку также ограничивает. Внедряются низкий уровень образования, накачка мистицизма, фэнтези, разогрев национализма, мода на деструктив и нигилизм. Киберсреда активно используется в военных операциях. Здесь негативных алгоритмов множество, а переговоры невозможны, поскольку нет конкретного организатора - сообщения публикуют боты», - отметил Михаил Канавцев. В таком инфопотоке государство просто не способно оперативно реагировать, поэтому должна быть выстроена некая системная работа на уровне формирования понятий, модели поведения не только в школе, но и дома.

Все участники сошлись во мнении, что системный подход к проблематике кибербезопасности есть, но тема настолько сложная, что требуется постоянная работа, общее взаимодействие всех заинтересованных сторон, в том числе участие представителей среднего и высшего образовательного звена.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области