четверг, 17 октября 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

И вновь об аптеках на селе…

28 мая 2019

28 мая на традиционной встрече депутатов с губернатором региона Александром Дрозденко и членами областного правительства народные избранники вновь подняли вопрос о проблемах с доступностью лекарств для жителей села. Вопрос главе региона задал депутат Павел Воробьев («Единая Россия»). Он напомнил, что вопрос остро стоял еще семь лет назад, во время пятого созыва ЗАКСа, и поднимался депутатами. Тогда народные избранники предлагали внедрить на селе продажу лекарств в ФАПах. Но окончательно проблема не просто не решена, а только ухудшилась.

Депутат Воробьев привел пример своего избирательного округа - Рощинского: в последние два-три года аптеки закрылись даже в таких крупных населенных пунктах, как Поляны, Семиозерье, Красносельское, Кирпичное и других.

 - Фактически, если поселок имеет менее 2,5 тыс. жителей - аптека в нем нерентабельна, - посетовал Павел Воробьев и попросил проинформировать о работе Правительства Ленинградской области по данному вопросу.  Парламентария интересовало, существует ли в области программа по обеспечению населения лекарствами. Он также предложил со своей стороны возможные пути решения проблемы: возможное предоставление налоговых льгот предпринимателям, открывающим аптечные пункты, организацию торговли лекарствами через Интернет или посредством передвижных пунктов, освобождение аптек от арендной платы за помещение, облегчение условий лицензирования аптечной деятельности, разрешение и активное стимулирование торговли лекарствами через ФАПы.

Доклад на эту остросоциальную тему сделал председатель Комитета по здравоохранению Ленобласти Сергей Вылегжанин. Он напомнил, что торговля лекарствами - деятельность чисто коммерческая, и работают в этой сфере на 90 процентов «частники», так что у профильного комитета не так уж много механизмов по привлечению их на село. В сельской местности, там, где аптек нет, лекарства разрешено продавать имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность медицинским организациям - в том числе амбулаториям, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктам, отделениями общей врачебной практики.  По данным Комитета, в Ленинградской области работают 890 аптечных организаций, из них в государственной собственности - 51 («Ленфарм»), в муниципальной собственности - 13, остальные - частные. Причем государственные и муниципальные аптеки несут основную нагрузку по обеспечению населения льготными лекарствами.

Сергей Вылегжанин вынужден был констатировать, что депутат прав в том, что за последние годы немало  муниципальных аптек были приватизированы, перепроданы или закрыты из-за убыточности. Их число сократилось с 168 до 24, действующих в настоящее время. Кроме того, лекарствами имеют право торговать 35 врачебных амбулаторий, 163 ФАПа и два отделения общей врачебной (семейной) практики. В Выборгском же районе число аптек на селе заметно сократилось после закрытия всех аптек, принадлежавших АО «Фармация». Функции обеспечения лекарствами после этого взяло на себя  областное государственное предприятие  «Ленфарм».

 - Основные проблемы, с которыми сталкивается ЛОГП «Ленфарм» при размещении новых аптек - это отсутствие помещений, соответствующих требованиям лицензирования аптечной организации и отсутствие специалистов с фармацевтическим образованием, наличие которых обязательно для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, - пояснил Сергей Вылегжанин.

В ходе обсуждения выяснилось, что аналогичные проблемы существуют и в других районах области, причем не только в отдаленных и малонаселенных местах. Так депутат Андрей Шаронов («Единая Россия») отметил, что нет ни одной аптеки в быстрорастущем поселке Виллози Ломоносовского района. Там нет места для размещения аптеки, так что и муниципальные власти помочь не могут. Губернатор напомнил, что в поселке Виллози у области также нет объектов, которые могли бы стать местом размещения аптеки. Впрочем, там сейчас возводят физкультурно-оздоровительный комплекс, который должны сдать до конца 2020 года и который будет иметь статус областной собственности. И если других решений к этому времени не найдется можно будет рассмотреть вопрос о выделении помещения под аптечный пункт на территории ФОКа.

Что касается предложенных депутатом Воробьевым вариантов решения проблемы доступности лекарственных препаратов для сельского населения, то часть  из них,  как отметили специалисты, невозможно осуществить, так как они противоречат закону. В частности, нельзя продавать лекарства через Интернет - тем более что это регулирует федеральное законодательство. Не предусмотрена «по правилам надлежащей аптечной практики» и  торговля лекарственными препаратами посредством передвижных пунктов, так называемых «автолавок», о которых на встрече говорил депутат Алексей Ломов («Единая Россия»).

Для дальнейшего развития аптечной сети в малонаселенных и удаленных населенных пунктах Комитет по здравоохранению предложил создавать благоприятные  условия для размещения аптечных организаций, как для частных аптек, так и для государственных, предоставляя льготы  при аренде помещений для аптечных нужд. Этот вопрос должен решаться на уровне администраций муниципальных районов.

Вопрос вызвал длительную дискуссию среди депутатов Законодательного собрания. Так депутат Арчил Лобжанидзе, прежде возглавлявший областной Комздрав, поблагодарил за то, что вопрос был поднят, и согласился с тем, что открытие ФАПов в области повсеместно сопровождается открытием в них аптечных пунктов.

 - Действительно, принципиально невозможно открыть аптеку в деревне, где живет 40-50 человек, предприниматели на это никогда не пойдут, потому что это, естественно, нерентабельно, - отметил он и предложил внести изменения в законодательство с тем, чтобы аптечный бизнес на селе передать Комитету здравоохранения, и привел в пример ситуацию в Тосненском районе, когда закрытие муниципальных аптек вызывает множество проблем.

- Это поможет избежать дефицита лекарств и нарушений. Комитет может сделать так, чтобы лекарственное обеспечение во всей области было в полном порядке. Уверен, что это так!  - подчеркнул депутат Лобжанидзе.

 - Действительно, то, что делает Комитет здравоохранения - я в этом уверен. Так решение передать здравоохранение на уровень субъекта в Ленобласти было крайне эффективно. Это позволило нам сейчас создавать межрайонную систему здравоохранения, заметно снижать смертность... Что касается аптечного бизнеса и того, чтобы забрать его в ведение области  - это тяжело, но мы подумаем. Вместе с юристами, может быть хотя бы что-то можно подправить, - пообещал в ответ Сергей Вылегжанин.

Елена Гариб, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области