пятница, 20 сентября 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

В области предлагают построить модульные вокзалы

28 мая 2019

Об этом было сказано 28 мая на очередной встрече депутатов областного парламента с губернатором региона, когда обсуждался вопрос об автовокзалах в Ленинградской области.

Поводом для всестороннего обсуждения этой темы послужил вопрос лидера фракции «Справедливая Россия» Александра Перминова  о том, какие меры будут приниматься для решения проблемы, связанной с фактическим отсутствием автовокзалов в некоторых населенных пунктах,  а также какое количество автовокзалов на данный момент функционирует в Ленинградской области?

С информацией по обозначенной проблематике выступил  начальник управления Ленинградской области по транспорту Павел  Постовалов. Он отметил, что в соответствии со 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся: 1) организация транспортного обслуживания населения в границах муниципалитета и 2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению. Одними из важнейших для населения, безусловно, являются вокзальные услуги (залы ожидания, туалеты, кафе, комната матери и ребенка, кассовое обслуживание, перроны, безопасная посадка/высадка и т.д.).

Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009  № 112) определено, что «Остановочный пункт размещается на территории автостанции, автовокзала, если общее количество отправляемых от остановочного пункта пассажиров согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, составляет от 250 до 1000 человек и более 1000 человек в сутки соответственно и максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа».

До 2016 года считалось, что в Ленинградской области имеется 3 автовокзала и 13 автостанций, находящихся в муниципальной и частной собственности. Однако после законодательного уточнения понятий, что автовокзал - это не комбинация из отдельных объектов (остановочный пункт на местной или региональной автодороге и рядом стоящее частное здание с кассами и залом ожидания), а единый «объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа», а также после предъявления к автовокзалам требований по транспортной безопасности, минимальных требований к оборудованию (приказ Минтранса России от 29.12.2015 № 387), стало очевидно, что объектов, более или менее соответствующих понятию автовокзал (автостанция) в области всего 8 (в Мурино, Выборге, Тихвине, Пикалёво, Бокситогорске, Кировске, Киришах и Сланцах). Из них только автовокзал «Северный» в Мурино, являющийся пунктом отправления более сорока пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, можно было отнести к объектам регионального значения.

Павел Постовалов перечислил факторы, которые привели к деградации и разрушению автовокзальной сети в Ленинградской области. Это - продажа автовокзалов в частные руки в двухтысячных годах, низкий уровень рентабельности вокзальной деятельности, большие финансовые затраты, необходимые на приведение вокзалов в соответствие со всеми требованиями (по оборудованию, по безопасности), невнимание и отсутствие поддержки со стороны органов местного самоуправления к вопросам функционирования и развития вокзалов.  Печально то, что и в настоящее время эта тенденция не преодолена.

По словам докладчика, бизнес, связанный с организацией вокзального обслуживания, не является высокодоходным, а принятые на федеральном уровне требования по обеспечению транспортной безопасности, по сути дела, превратили его в убыточный. В итоге - частные владельцы автовокзалов постепенно отказались от ведения этого бизнеса. Одни автовокзалы просто закрылись и были выставлены на продажу (г. Луга), другие пришли в полное запустение и были разрушены (г. Кингисепп), где то продолжают функционировать на полулегальных условиях, сняв вывеску «автовокзал», чтобы не привлекать внимание надзирающих органов (г. Выборг), и т.д. Но, несмотря на это, практика продажи автовокзалов продолжается. В этом есть и вина муниципальной власти. Ряд администраций муниципальных образований не уделяет достаточного внимания вопросам сохранения и развития не только автовокзалов, но и инфраструктуры общественного транспорта в целом.

Вместе с тем, есть и положительные примеры. Например, администрация Тихвинского муниципального района за счет муниципального бюджета построила новое здание автовокзала, заключила договор с организацией на аренду здания и организацию автовокзального обслуживания.

Для того чтобы привлечь органы местного самоуправления к вопросам развития общественного транспорта, Управление разрабатывает в настоящее время Социальные транспортные стандарты на основе принятых в 2017 году федеральных стандартов, имеющих рекомендательный характер. Они охватывают достаточно широкий спектр показателей качества транспортного обслуживания населения (по территориальной доступности, ценовой доступности транспорта, регулярности, экологичности и т.д.). В Стандарты обязательно будет добавлен показатель обеспеченности муниципальных образований автовокзалами и автостанциями.

Что касается вопросов депутата Александра Перминова, касающихся автовокзалов возле станции метро «Девяткино», в Волосово и Кингисеппе, то ответы прозвучали следующие. Управление нашло инвестора для реализации проекта строительства объекта регионального значения - транспортно-пересадочный узел «Девяткино» с автовокзалом и перехватывающей парковкой. Проект будет реализован до 2022 года.

В Волосово не очень большой пассажиропоток, поэтому строить пафосный автовокзал нецелесообразно. Есть смысл договориться использовать под эти цели железнодорожный вокзал в качестве зала ожидания и продажи билетов. Вопрос с выделением земельного участка местная администрация обещала решить. По поводу автовокзала в Кингисеппе глава Управления ответил, что администрация участок выделила, теперь все зависит от скорости реализации инвестпроекта.

Губернатор Александр Дрозденко предложил Управлению, там, где муниципальные власти не хотят решать этот вопрос, выступить заказчиком-застройщиком. Автовокзалы закрепить на балансе Пассажиравтотранса, взять в штат людей для их обслуживания. Тогда область сама эту ситуацию будет контролировать. Кроме того, можно, по его мнению, рассмотреть возможность строительства модульных автовокзалов со сроком на 20-25 лет. Предложений по их строительству много - и российских, и зарубежных. Он поручил профильным комитетам Правительства изучить этот вопрос, и с 1 по 5 июля предложения уже должны быть.

В ходе обсуждения депутаты также задали вопросы, касающиеся транспортного обслуживания. Так, Николай Кузьмин (КПРФ) попросил принять меры, чтобы не допустить ликвидации муниципального транспортного предприятия в Сосновом Бору. Иван Хабаров («Единая Россия») указал на то, что и в Тосно нет автовокзала. Алексей Ломов («Единая Россия») попросил обратить внимание на внутрирайонные перевозки. Например, трудно добраться от Сертолово до Всеволожска. Он также высказал мнение о том, что для жителей было бы удобнее, если бы рядом располагался блок "вокзал-почта -МФЦ".

 

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области