четверг, 3 декабря 2020
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Проект бюджета Ленобласти на 2021 год прошёл «нулевое» чтение

27 октября 2020

26 октября состоялись депутатские слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Планируется, что законопроект, как и в прежние годы, будет принят в начале декабря.

Напомним, Заксобрание Ленинградской области приступило к работе по рассмотрению проекта бюджета-2021 в соответствии с утвержденным графиком. Слушания, участие в которых, помимо депутатов, приняли руководители комитетов областного Правительства и представители органов местного самоуправления, прошли с использованием видеоконференцсвязи.

Открыл слушания вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области Николай Пустотин («Единая Россия»). «В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой мы проводим депутатские слушания в очно-заочной форме. Надеюсь, что вы всё хорошо понимаете. Но хочу напомнить, что мы уже обсудили нашу работу над проектом, на Совете собрания определён порядок обсуждения на депутатских комиссиях, и я думаю, что мы, как и в предыдущие годы, примем этот важный документ в начале декабря», - отметил вице-спикер.

Николай Пустотин напомнил, что уже на протяжении многих лет в региональном парламенте практикуется подобная форма обсуждения главного финансового документа, но впервые из-за пандемии мы находимся в состоянии неопределённости - никто не может сегодня предсказать, какой будет ситуация через месяц или два. «Прошу со всей серьёзностью отнестись к этому процессу, - обратился он к коллегам. - Все замечания и предложения депутатов будут учтены, и уже в процессе исполнения бюджета, с учётом ситуации, мы сможем вносить необходимые изменения».

С докладом выступил первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов Роман Марков, подтвердив, что бюджет формировался в сложных условиях. По его словам, основные макроэкономические факторы сегодня - это пандемия коронавируса, цены на нефть и курс иностранной валюты, влияние которых на экономику трудно предсказать. «Прогноз по доходам, к сожалению, сейчас не такой позитивный, как это было при формировании бюджета 2020 года. Но мы живём в условиях не просто большой, а колоссальной неопределённости, поэтому обязаны закладывать эффект нестабильности и иметь достаточные резервы для того, чтобы отвечать на серьезные вызовы, которые ставит перед нами жизнь», - пояснил Роман Марков.

Согласно законопроекту, представленному депутатам, доходы областного бюджета в 2021 году запланированы на уровне 149,2 млрд рублей, в 2022 - 156,7 млрд рублей, в 2023 - 137 млрд рублей. Расходы в 2021 году составят 162 млрд рублей, в 2022 - 160 млрд рублей, в 2023 - 141,6 млрд рублей. Дефицит в 2021 году составит 12,8 млрд рублей (или 9,5 % к уровню собственных доходов), в 2022-м - 3,4 млрд рублей, в 2023-м - 4,5 млрд рублей. Причем, 2023-й год выглядит менее радужно по причине предполагаемой отмены консолидированных групп налогоплательщиков (КГН работает и в Ленобласти, один из основных налогоплательщиков - «Сургутнефтегаз»), что может привести к потере 12% собственных доходов региона. Федеральные средства пока учтены не в полном объеме и будут полностью заложены при первых корректировках бюджета в 2021 году.

Как и в прошлые годы, бюджет будет социально направленным - на образование, здравоохранение и социальную поддержку выделяется 84,5 млрд рублей (при общем объеме расходов по госпрограммам 153,2 млрд рублей). На 9,8% вырастет финансирование дорожной отрасли (в том числе по новым обязательствам - строительству новы, х объектов и лизингу дорожной техники), на 13,6% - культуры, более чем в два раза увеличится объем средств по программе комплексного развития сельских территорий.

Дополнительные ассигнования будут выделены на повышение финансовой устойчивости местных бюджетов - на 6% (или 560 млн рублей) вырастет объем дотаций и субвенций муниципальным образованиям. На развитие общественной инфраструктуры предусмотрено 506,7 млн рублей, еще 43,3 млн рублей распределено на государственные учреждения в соответствии с заявками. Кроме того, 250 рублей выделят на поддержку ТОС в административных центрах и городских поселках, 209,1 млн рублей - на поддержку инициатив сельских старост. Проекты уже прошли согласование и ожидают реализации. Это и детские площадки, и уличное освещение, и места массового отдыха.

На реновацию образовательных учреждений заложено 650 млн рублей. За последние пять лет в регионе уже проведена реновация 50 школ и 6 детских садов. Четыре школы и два детских сада являются «переходящими» и будут завершены в 2021 году, остальные объекты для реновации будут определены в результате конкурсного отбора.

Из года в год депутаты ставят вопрос о сокращении расходов областного бюджета на выплату межтарифной разницы (водо- и теплоснабжение, водоотведение). В 2021 году на эти цели будет направлено 4,5 млрд рублей. «К сожалению, мы до сих пор не решили эту проблему, сумма постоянно растет, а эффект от выплаченной «межтарифки» неочевиден», - констатировал Роман Марков.

На капитальный ремонт социальных учреждений в Ленобласти пойдет около 2,5 млрд рублей. Продолжится и программа расселения аварийного жилья. К 2023 году планируется расселить 4358 человек (64,9 тысяч кв.м жилья).

Несмотря на спад в экономике, на Адресную инвестиционную программу (АИП) направляется 22,4 млрд рублей (18% от общих расходов областного бюджета), что значительно превышает уровень текущего года. «Комитет учел замечания депутатского корпуса и все объекты, включенные в АИП, имеют проектно-сметную документацию и прошли госэкспертизу, - подчеркнул Роман Марков. - По всем объектам на всех стадиях строительства предусмотрено финансирование - это основополагающий принцип формирования Адресной инвестиционной программы». Большая часть средств программы будет направлена на дороги, образование и жилье.

По окончании доклада народные избранники подняли ряд проблемных вопросов. Так, Владимир Радкевич («Единая Россия») сообщил о том, что изменились условия софинансирования по программе переселения из аварийного жилья, в результате чего сумма для муниципальных образований увеличилась в три раза. Депутат предложил предусмотреть возможность предоставления бюджетных кредитов на эти цели.

Проблему газификации деревни Ям-Ижора Тосненского района и строительства бассейна в городе Отрадное Кировского района поднял депутат Иван Хабаров («Единая Россия»). В Адресной программе эти объекты отсутствуют, несмотря на то, что договоренности были достигнуты. Кроме того, даже в перспективе нет строительства лечебно-хирургического корпуса в городе Тосно.

Единоросс Андрей Шаронов, в свою очередь, напомнил, что в Ломоносовском районе давно ждут новую районную больницу.

Тему газификации продолжил Николай Кузьмин (КПРФ). По его словам, жители Копорского сельского поселения до сих пор отапливают свои дома дровами.

Сразу несколько вопросов поступило от депутата Арчила Лобжанидзе («Единая Россия»): в поселке Любань ждут строительства ФАПа, региональная дорога, идущая от железной дороги в поселок Пельгора, лишена тротуаров и освещения, а также до сих пор не введен в эксплуатацию морг в Тосно, построенный в 2014 году.

О переносе средств на реновацию объектов, которые не будут освоены в текущем году, спросил лидер фракции «Справедливая Россия» Александр Перминов. Прозвучал ответ, что все объекты, находящиеся на стадии строительства и реновации, будут покрыты финансированием, даже если работы по ним не будут завершены. Кроме того, парламентарий обратился к органам местного самоуправления, участвующим в слушаниях, с просьбой более тщательно готовить проектно-сметную документацию, чтобы ее не приходилось дорабатывать.

Депутат Алексей Ломов («Единая Россия») просил предоставить информацию по строительству дороги Санкт-Петербург - Матокса с разъяснением будет ли она платной.

Вице-спикер Николай Пустотин задал вопрос о возможном финансировании из средств регионального бюджета Всероссийского общества инвалидов. Депутат затронул и тему совершенствования финансового контроля. Сегодня система работает недостаточно эффективно, что показали события в Выборгском районе. По словам Романа Маркова, тема болезненная, и предложения такие готовятся, в частности, касающиеся автоматизации поиска возможных отклонений, мониторинга, централизации и введения единой системы бухгалтерского учета и др.

«Нулевое» чтение стало одним из этапов рассмотрения бюджета областным парламентом. Обсуждения законопроекта продолжатся в рамках заседаний постоянных комиссий. Первое чтение бюджета-2021 состоится 12 ноября. Отметим, что в первом чтении парламентарии утверждают основные параметры бюджета (объем доходов и расходов, дефицит или профицит), во втором - ведомственную структуру доходов, госпрограммы, инвестиционную составляющую, в третьем - документ принимается в целом.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области