пятница, 22 ноября 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Депутаты двух регионов объединяют усилия по развитию сельского хозяйства

28 мая 2012

В Мариинском дворце состоялись совместные депутатские слушания парламентов Ленинградской области и Санкт-Петербурга на тему «Перспективы развития сельского хозяйства в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации». Законодатели, сельхозпроизводители, ученые и эксперты обсудили проблемы аграрного сектора и возможные пути их решения.

Мероприятие было организовано постоянной комиссией Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и постоянной комиссией Законодательного собрания Ленинградской области по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу в рамках действующего соглашения о сотрудничестве между регионами на 2012 год.

Участники слушаний обсудили вопросы адаптации российской экономики к работе в новых условиях, дали свои оценки и прогнозы позитивных и негативных результатов принимаемого решения.

Так, о необходимости принятия программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы рассказал и.о. первого заместителя председателя городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Смирнов. Он отметил, что «обеспечить продовольственную безопасность Санкт-Петербурга в отрыве от конструктивной совместной работы с Ленинградской областью невозможно», и принятие программы необходимо для поддержки сельскохозяйственного производства.

С докладом о роли научного обеспечения АПК в Северо-Западном регионе РФ как важнейшего элемента повышения его эффективности в условиях присоединения к ВТО выступил заместитель директора ГНУ «Северо-Западный региональный научный центр Россельхозакадемии» Михаил Архипов. Он обратил внимание собравшихся на непроработанность законодательной базы и отсутствие региональных законов о продовольственной безопасности: «Анализ существующей законодательной и исполнительной базы свидетельствует о слабой готовности АПК к эффективной работе в новых условиях, отсталости технической и технологической базы». Так, если доля обеспеченности качественными семенами в СЗФО составляет 87% (в Ленобласти - 98,7%), то в субъектах Уральского ФО - 65%, а в субъектах Приволжского ФО колеблется от 60 до 70%, Сибирского ФО - от 36 до 80%, Дальневосточного ФО - от 22 до 67%. Кроме того, не учитывается такой фактор, как «абсолютно неустранимые особенности сельского хозяйства и перспективы его развития» (к примеру, Ленинградская область относится к неблагоприятным для сельхозпроизводства территориям). По мнению Михаила Архипова, сегодня необходимо уделять внимание не объему урожая, а качеству продукции. Российская наука готова предложить разработки новых управленческих систем в сельском хозяйстве, что позволит нашему производителю конкурировать в новых условиях.

Как заметил президент Межрегионального объединения работодателей АПК Северо-Запада, председатель Общественной палаты Ленинградской области, генеральный директор ООО «Леноблптицепром» Юрий Трусов, следует подготовить план адаптации к вступлению в ВТО для российских сельхозпроизводителей, а также доработать те федеральные законы, которые дискриминируют предприятия АПК: «О торговле», «Об энергосбережении», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О банковской деятельности», «О развитии сельского хозяйства».

Заведующий кафедрой экономики Санкт-Петербургского аграрного университета профессор Олег Чекмарев в докладе «Оценка экономических проблем присоединения России к ВТО в отраслях АПК» говорил о преимуществах вступления в ВТО и о том, что развитие интеграционных процессов, при создании удобной среды и инфраструктуры, поможет не только снизить затраты производителей, но и позволит им консолидированно отстаивать свои интересы.

Генеральный директор Северо-Западного фонда защиты потребителей Сергей Гудков поддержал областных законодателей, отметив, что наиболее проблемным остается вопрос сбыта продукции. Следует ввести законодательную норму, а не только предоставлять размытые субсидии, чтобы наши предприятия были конкурентоспособными, а также создать совместную рабочую группу по лоббированию интересов сельхозпроизводителей Ленинградской области.

О проблемах адаптации требований технического регулирования импорта и экспорта продукции в условиях ВТО рассказал исполнительный директор завода «Нева металл посуда» Александр Шереметьев. Он предложил проверять всю импортную продукцию, создавать лаборатории и сертификационные центры, особенно в части продуктов питания для образовательных учреждений. Вопросы охраны здоровья населения, гигиенические аспекты обеспечения продовольственной безопасности в условиях ВТО осветил профессор Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Виктор Закревский. По его словам, 80% заболеваний человека связано с фактором питания, а 41% заболеваний - с качеством продуктов. Необходимо сделать так, чтобы пищевые продукты стали для населения доступными и достаточными, и на государственном уровне развивать технологии производства органических продуктов питания, без содержания ГМО.

Кроме того, о проблемах на продовольственном рынке рассказали генеральный директор ЗАО «Птицефабрика «РОСКАР» Валерий Горячев, генеральный директор ассоциации «Ленплодоовощ» Валентин Пашинский, а генеральный директор ОАО «Племенной завод имени Э. Тельмана» Анна Федорова озвучила перечень мер, способствующих сохранению действующих хозяйств в условиях ВТО.

В рекомендациях, сформулированных участниками слушаний, предлагаются следующие меры поддержки сельского хозяйства России:

• Разработка и принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации на 2013-2020 годы, обеспечение её финансирования.
• Необходимо предусмотреть изменения в бюджет на 2012-2014 годы, предусматривающие увеличение финансирования сельского хозяйства до разрешенного уровня в 9 млрд. долларов прямой государственной поддержки отрасли в соответствии с условиями присоединения России к ВТО. Затем при снижении прямых субсидий до 4,4 млрд. долларов к 2018 году перейти на учитываемые в бюджете дотации через «зеленую корзину» ВТО на финансирование инфраструктуры села, льготные железнодорожные перевозки сельхозпродукции, льготное кредитование, страхование рисков, госгарантии и др.
• Необходимо сохранить до 2020 года льготы по освобождению от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени в виде субсидии на развитие своего хозяйства, сохранить также размер субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным после 1 января 2013 года, на уровне 80% и 100% ставки рефинансирования Центрального Банка России.
• Поскольку отечественным товарам практически невозможно попасть на полки магазинов транснациональных розничных сетей, необходимо инициировать внесение дополнений в Федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в Российской Федерации», направленных на упрощение порядка поставки в торговые сети отечественной сельскохозяйственной продукции, а в нормативно-правовые акты регионов включить протекционистские меры, поощряющие поставку сельхозпродуктов от предприятий Ленинградской области в торговую сеть Санкт-Петербурга.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области