воскресенье, 23 января 2022
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Начало большого пути

13 января 2022

13 января на заседании комиссии по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе депутаты обсудили проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

В конце прошлого года сенатор Российской Федерации Андрей Клишас и депутат Государственной Думы Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», он подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти.

Согласно законопроекту, к 1 января 2028 года должен завершиться переход к одноуровневой системе организации местного самоуправления в России, предстоит объединение муниципальных образований первого и второго уровня. Одноуровневая система, по убеждению авторов законопроекта, позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Проектом закона усиливается ответственность глав муниципальных образований и местных администраций перед Президентом РФ и главами регионов.

Председатель постоянной комиссии Дмитрий Рытов («Единая Россия») высказал мнение о том, что представленный законопроект является логичным продолжением уже принятых изменений в Конституцию РФ и Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», и предложил членам комиссии концептуально рассмотреть предложенный законопроект, учитывая, что еще немало аспектов, потребуют доработки и внесения поправок в процессе принятия законопроекта Государственной думой. В частности, расплывчато прописан переходный период от двухуровневой системы к одноуровневой, не отражены этапы и механизмы передачи полномочий и финансового обеспечения.

Председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лира Бурак также отметила, что предложенный законопроект нуждается в доработке, но не противоречит положениям Конституции РФ о единой системе публичной власти. В конце года Комитет разослал в муниципальные образования письма с предложением изучить законопроект и высказать свои предложения и замечания. До 15 января этого года в Государственную Думу будет направлено письмо с учетом всех замечаний и предложений представителей местного самоуправления Ленинградской области.

Исполнительный директор «Государственного экспертного института регионального законодательства» Федор Замятин и первый заместитель руководителя аппарата Законодательного собрания - начальник правового управления Денис Малкин высказали свое мнение об обсуждаемом законопроекте, очертили основные направления по его совершенствованию.

Депутаты Иван Апостолевский (КПРФ) и Александр Перминов («Справедливая Россия») высказали мнение, что данная реформа может подорвать основы местного самоуправления: сократится число муниципальных депутатов, это, по их мнению, отдалит власть от народа.

Депутат Василий Рыжков («Единая Россия»), в прошлом глава администрации Волосовского муниципального района, рассказал об опыте в объединении муниципальных образований первого уровня, которое произошло несколько лет назад: «Когда мы объединяли муниципальные образования Волосовского района, тоже было много противников этого объединения. За два с лишним года работы не поступило ни одного негативного отклика от жителей. Несмотря на то, что чиновников в результате этого объединения стало в два раза меньше (представляете, какая экономия на зарплате!) проблемы продолжали решаться. Да, количество депутатов тоже сократилось: было 160, стало 76, но качество жизни жителей от этого не ухудшилось. Опираясь на опыт реформирования Волосовского района, можно сказать, что одноуровневая система организации местного самоуправления вполне жизнеспособна».

Участники дискуссии были едины в одном: законопроект нуждается в дальнейшей доработке с учетом мнения и замечаний муниципалов. 131-й закон «Об общих принципах местного самоуправления» работал (и пока продолжает работать) около 20 лет. Все эти годы в него постоянно вносились изменения. Обсуждаемый законопроект, скорее всего, ждет та же судьба: жизнь, особенности настоящего момента неизбежно будут вносить в него необходимые коррективы. Но нужна основа, которую надо совершенствовать.

Поэтому председатель постоянной комиссии Дмитрий Рытов предложил проголосовать за концепцию законопроекта в целом с необходимостью дальнейшей доработки и внесения изменений и поправок, поступивших от регионов и муниципалов.

По итогам голосования 5 депутатов высказались «за», двое «против». Однако, согласно Положению о постоянных комиссиях Законодательного собрания решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от числа членов комиссии. В этой связи из-за отсутствия на заседании трех членов комиссии, по причине болезни, решение считается не принятым.

Внеочередное заседание постоянной комиссии, на котором вопрос будет рассмотрен повторно и будет принято окончательное решение, пройдет в ближайший понедельник 17 января.

Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области