суббота, 17 августа 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Отчёт об исполнении бюджета Ленобласти за 2014 год утверждён

26 июня 2015

Сегодня в рамках 76-го заседания Законодательного собрания парламентарии приняли в трех чтениях закон «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2014 год».

Среди отличительных особенностей бюджета-2014 были названы следующие: документ сформирован по государственным программам; соблюдена процедура открытости и публичности в процессе его рассмотрения, принятия и исполнения (с проведением публичных слушаний); в сложных экономических условиях необходимо было исполнить все взятые регионом социальные обязательства, не допустить роста государственного долга и затрат на его обслуживание, а также создать необходимый резерв, так называемую «подушку» безопасности, на начало 2015 года. Со всеми этими задачами регион успешно справился.

В целом областной бюджет Ленинградской области за 2014 год исполнен по доходам в сумме 97,3 млрд руб. (121,4 % к плану), по расходам - в сумме 83,2 млрд руб. (92,7 % к плану). Вместо прогнозировавшегося дефицита в сумме 9,6 млрд руб. областной бюджет фактически исполнен с профицитом в сумме 14 млрд руб.

Общий прогнозируемый объем доходов казны Ленинградской области по состоянию на 1 января 2015 года составил 80,1 млрд руб. Сверх плана поступило 17,1 млрд руб. По сравнению с 2013 годом объем бюджетных доходов увеличился на 24,8 млрд руб. (на 34,2%).

Доходы консолидированного бюджета выросли на 28,3% и впервые составили 122 млрд рублей. По расходам регион также перешагнул планку в 100 млрд рублей (консолидированные расходы составили 109 млрд рублей, что выше уровня 2013 года на 9,4%). Профицит консолидированного бюджета составил 13,3 млрд рублей. Это позволило спокойно войти в 2015 год, профинансировать мероприятия первых двух месяцев и начать год в плановом режиме.

Ушедший год для Ленинградской области был достаточно успешным, несмотря на сложившуюся в середине 2014 года непростую экономическую обстановку, которая серьезно повлияла на наполняемость доходной части бюджета и принятие управленческих решений, прежде всего, это рост курса доллара и снижение цен на нефть. По сравнению с другими субъектами Федерации год завершен с рекордными показателями. Налоговые поступления в бюджетную систему за 2014 год составили 206,7 млрд рублей, что в на 22,9% больше, чем в 2013 году. В частности, налог на прибыль организаций поступил в сумме 46,1 млрд руб., превысив в 1,7 раза показатель за аналогичный период 2013 года (при этом объем средств, перечисленных в областной бюджет ответственными участниками консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), увеличился на 16,2 млрд. руб. или в 3,5 раза, его удельный вес в общем объеме поступлений налога составил в 2014 году 51,9%). Сыграла роль валюта, но сохранится ли такая динамика в текущем году, уверенности нет. Депутаты просили предоставить более развернутую информацию по льготам и объемам налоговых поступлений по КГН.

Вместе с тем, отмечен недобор по налогу на имущество и по акцизам на нефтепродукты в объеме около 1 млрд рублей. Однако по сравнению с другими субъектами РФ показатели Ленинградской области значительно улучшились (по налогу на имущество регион поднялся с 18-го на 11-е место, по налогу на прибыль - с 16-го на 9-е место). Недоимка составила 2,4 млрд рублей, основные показатели недоимки - транспортный и земельный налоги. Возврат неиспользованных средств в федеральный бюджет составил 2,2 млрд рублей, или 16% от общего объема межбюджетных трансфертов.

В течение 2014 года на рассмотрение регионального парламента вносились уточнения областного бюджета. При этом, как отметил председатель Контрольно-счетной палаты Алексей Ларькин, в своих заключениях палата обращала внимание на отсутствие оценки ожидаемого исполнения областного бюджета по доходам или на несоответствие предлагаемых изменений имеющейся оценке. «Своевременная корректировка прогнозных поступлений собственных доходов областного бюджета позволяла сбалансировать его плановые показатели без дефицита, уменьшить долговую нагрузку и не прибегать к привлечению заемных средств в конце 2014 года», - говорится в заключении КСП. Наряду с положительной динамикой, как и в прошлом году, большая часть кассовых расходов приходится на четвертый квартал.

Адресная инвестиционная программа выполнена на 79,3%, что несколько хуже уровня 2013 года (86,2%). В то же время в регионе построено 13 детских садов, 3 школы, 12 дорог, введено 15 объектов здравоохранения, 76 объектов газоснабжения, 38 объектов водоснабжения и канализования, 34 спортивных объекта. Большая часть объектов (73%) находится в муниципальной собственности. Депутаты интересовались причиной низкого исполнения АИП. Они традиционные: поздние сроки утверждения программ и проведения конкурсных процедур, низкое качество проектной документации. Теперь в соглашениях с муниципальными образованиями прописываются максимальные штрафные санкции, право остановить финансирование ввиду нарушения условий соглашения по субсидированию и безвозмездный контроль управления строительством. Кроме того, в прошлом году в программу вошел проект строительства перинатального центра, процедура согласования которого с федеральными органами сильно затянулась, что также негативно сказалось на показателях исполнения. КСП проведет проверку строительства центра в третьем квартале этого года (проект должен быть введен в 2016 году, сейчас ведутся работы нулевого цикла). Ответственным распорядителем бюджетных средств по центру является комитет по здравоохранению, комитет по строительству как соисполнитель программы будет контролировать ход реализации проекта.

Государственные программы за 2014 год реализованы на высоком уровне. Лишь по трем из них исполнение составило меньше 90%: «Развитие автомобильных дорог» - 78%, «Развитие физической культуры и спорта» - 85% и «Развитие культуры» - 89%. В пояснительной записке каждая программа расписана по подпрограммам и мероприятиям. Приложена информация по эффективности работы главных распорядителей бюджетных средств и выполнению поставленных задач. Исполнение в разрезе муниципальных образований выглядит так: по расходам ниже 90% - в восьми муниципальных районах, больше 90% - в девяти районах. В настоящее время комитет финансов заканчивает внедрение информации в централизованное управление бюджетной финансовой системы Ленинградской области - до конца 2015 года все муниципальные районы подключатся к ней, и тогда будет общее видение по исполнению областного и муниципального бюджетов.

Председатель профильной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Николай Пустотин («Единая Россия»), участвовавший во всех мероприятиях бюджетного процесса, отметил, что впервые в регионе проходили публичные слушания по исполнению бюджета 2014 года. «Принято правильное решение - сделать бюджетный процесс открытым, ввести такой порядок обсуждения бюджета, внесения изменений и исполнения бюджета перед гражданами, - заявил депутат. - Вместе с тем, есть замечания, связанные с неэффективным и нерациональным использованием бюджетных средств. Следует провести проверку эффективного расходования ассигнований, чтобы не допустить подобных нарушений в будущем. Трудно объяснить населению, что деньги есть, а они не осваиваются или снимаются с финансирования того или иного объекта».

Парламентарии подробно обсуждали законопроект на заседаниях постоянных комиссий, в ходе пленарного заседания высказав свои пожелания по повышению качества исполнения бюджета. Закон был принят сразу в трех чтениях по предложению постоянной комиссии по бюджету и налогам.

Оценивая результаты исполнения главного финансового документа, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин подчеркнул: «Благодаря принятой в нашем регионе законодательной базе, грамотной бюджетной политике руководства мы добились существенного увеличения бюджета - впервые в истории региона доходы превысили 120 млрд рублей, а это огромное достижение. Конечно, идеала достичь трудно - не зря говорят: чем лучше живешь, тем выше требования. Но динамика развития позволяет утверждать, что в сложившихся условиях мы работаем очень неплохо. За это надо сказать спасибо Правительству и комитетам, которые понимают всю меру ответственности и необходимость выполнения поставленных задач. Что касается невыполнения по отдельным программам - это предмет для обсуждения и кадровых решений, которые уже приняты губернатором. Возможно, потребуется пересмотр бюджета этой осенью с целью более грамотного перераспределения бюджетных средств», - сказал спикер.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области