среда, 21 ноября 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

С муниципалами – о бюджете

15 декабря 2015

Вопросы межбюджетных отношений и налоговой политики стали предметом обсуждения на Совете представительных органов муниципальных образований Ленинградской области.

С информацией об основных подходах к формированию межбюджетных отношений в рамках подготовки проекта областного бюджета Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов выступила начальник департамента бюджетной политики комитета финансов Ленинградской области Ирина Иванова рассказала о том, как строится в регионе работа по управлению муниципальными финансами.

В 2015 году из 217 муниципальных образований 153 являлись дотационными, в 2016 году эта цифра увеличится на 32 и составит 185 МО (или 85%). Это связано с совершенствованием межбюджетных отношений. В частности, с 2016 года 50% транспортного налога передано на уровень субъекта (около 1,07 млрд рублей), который ранее зачислялся в бюджеты городских и сельских поселений. Уменьшение по городским поселениям, по расчетам комитета, составит 778 млн рублей. Так называемые выпадающие доходы замещаются за счет увеличения отчислений по НДФЛ с 10 до 13% (682 млн рублей) и за счет увеличения размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (204 млн рублей). Для сельских поселений также увеличен размер дотаций. Муниципальных районов коснулась передача на областной уровень полномочий на содержание административно-управленческого персонала и младших воспитателей дошкольных образовательных учреждений (эти расходы, которые составляли 2,05 млрд рублей, начиная с 2016 года будут осуществляться из регионального бюджета). За счет этого на 5% были уменьшены поступления по НДФЛ (на районный уровень теперь будет направляться не 30%, а 25%), при этом в целом доходы муниципалитетов вырастут на 505 млн рублей.

Кроме того, сохраняются на муниципальном уровне: налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения (100%) и акцизы на нефтепродукты (10%). По прогнозам, общая сумма доходов МО в 2016 году уменьшится, но налоговые поступления останутся на прежнем уровне. При этом отмечается значительный рост недоимки по налогам.

В целях сбалансированности бюджетов правительством Ленинградской области в 2013 году в 27 муниципальных образованиях произведена реструктуризация кредитов со сроком погашения в 2020 году. В 2014 году произведено замещение коммерческих кредитов бюджетными, муниципальным образованиям выдано 620 млн рублей на погашение коммерческих кредитов. Увеличивается финансовая помощь, оказываемая муниципалам, растет объем дотаций и субсидий. На этом фоне наблюдается снижение муниципального долга и дефицита.

Раз в полгода все 217 поселений проходят оценку качества управления муниципальными финансами по четырем направлениям: соблюдение бюджетного законодательства, бюджетное планирование, качество исполнения бюджета, прозрачность бюджетного процесса. Ирина Иванова обратила внимание участников Совета на то, что многие успешные поселения попали в группу отстающих, серьезно на оценку повлиял критерий открытости бюджета. Вместе с тем, если за 2014 год оценку «ненадлежащее качество управления финансами» получили 146 поселений, в текущем году этот показатель значительно улучшился.

Муниципалам настоятельно рекомендовали продолжить работу по актуализации базы данных и повышению собираемости земельного налога, принять меры по снижению недоимки по платежам, не допустить роста муниципального долга в условиях нестабильности экономики, отказаться от практики привлечения коммерческих кредитов, продолжить работу по оптимизации сети муниципальных учреждений и по укрупнению субсидий.

Председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Николай Пустотин («Единая Россия») положительно оценил системную работу комитета финансов по повышению эффективности управления местными бюджетами. «Депутатский корпус второй год подряд принимает бюджет досрочно, чтобы дать больше возможностей для своевременного заключения контрактов. Документ тщательным образом прорабатывался, подготовлены дополнения на 285 листах. Всего поступило 43 депутатских поправки, из них лишь 6 были отклонены. Основные вопросы касались, конечно, Адресной инвестиционной программы, - отметил парламентарий. - Мы постоянно говорим о том, что в АИП должны вноситься только те объекты, которые имеют согласованную проектно-сметную документацию. Этот год стал показательным по выполнению озвученных требований, а это значит, что работы по новым объектам могут быть начаты без задержек».

Николай Пустотин призвал муниципалов ответственней отнестись к сбору земельного налога, как одному из основных источников пополнения доходной базы.

Также участникам заседания Совета рассказали о применении с 1 января 2016 года на территории 47-го региона порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Начальник отдела анализа и прогнозирования доходов комитета финансов Ленинградской области Сергей Козлов доложил о проведенной в Ленинградской области большой работе по внедрению новой системы, которая была сопряжена с рядом трудностей. Потребовались совместные усилия правительства региона, федеральных структур, налоговой службы и органов кадастрового учета. В 2014 году в Налоговый кодекс была введена новая глава 32 о налоге на имущество физических лиц, где была сохранена действующая система налогообложения от инвентаризационной стоимости, и регионам было дано право поэтапного перехода (2015-2020 гг.) на новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.

В связи с актуальностью вопроса в 47-м регионе была проведена подготовительная работа, создана межведомственная рабочая группа по координации действий всех структур, от которых зависит полнота исчисления, своевременность поступления местных налогов (земельного и налога на имущество). Требовалось провести глубокую инвентаризацию баз данных, уточнить и исправить ошибки, что и было сделано в 2015 году в соответствии с планом. Кроме того, выработаны рекомендации для муниципальных образований по выявлению неучтенного имущества.

Добавим, что в Ленинградской области переход на новую систему исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости будет осуществлен с 1 января 2016 года (соответствующий закон принят недавно Законодательным собранием). В развитие этого закона в муниципальных образованиях приняты решения о введении на территории новой системы налогообложения. Результаты проделанной работы будут видны в 2017 году, после окончания предыдущего налогового периода. При активной работе муниципальных образований можно ожидать серьезного экономического эффекта.

Начальник отдела налогообложения имущества УФНС России по Ленинградской области Николай Бернадский и заместитель директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области Валерий Малинин также проинформировали собравшихся о проделанной работе и проблемах по актуализации баз данных.

Так, существовала проблема предоставления недостоверных сведений. По словам Валерия Малинина, ведомству передана информация по 1,1 млн объектов, в документации было исправлено более 1 млн ошибок, 800 тысяч из которых влияли на кадастровую стоимость. Также была проведена кадастровая оценка объектов, все данные переданы в Федеральную налоговую службу. Другие проблемы - отсутствие на федеральном уровне методики по объектам незавершенного строительства и связи объектов капстроительства с землей.

Совет представительных органов рекомендовал органам МСУ не допустить значительного увеличения для населения указанного налога по сравнению с исчислением за предыдущий период, а также провести разъяснительную работу среди населения по вопросу обязанности сообщать в налоговые органы достоверные сведения об объектах налогообложения, необходимости постановки на кадастровый учет принадлежащих им объектов недвижимости и регистрации права собственности в органах Росреестра.

В завершение обсуждения Николай Пустотин проинформировал муниципалов о том, что 7 декабря 2015 года в первом чтении был принят проект областного закона «О налоге на имущество организаций», который предусматривает с 1 января 2017 года исчисление налога с торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества. Поправки в документ принимаются до 15 февраля. Депутат отметил, что областной парламент ждет мнения муниципальных образований.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области