воскресенье, 21 октября 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Отсутствие ответственности и должного контроля ведут к неэффективному использованию бюджетных средств

19 января 2017

18 января постоянная комиссия по бюджету и налогам областного ЗакСа заслушала отчет Контрольно-счетной палаты Ленобласти о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на проектирование, строительство и реконструкцию объектов Адресной инвестиционной программы (АИП), финансируемой за счет средств областного бюджета.

Проверочные мероприятия касались 2015 года и 9 месяцев 2016 года. Как следует из отчета, на реализацию мероприятий АИП на 2015 год в бюджете области были заложены 9,02 млрд рублей, исполнение составило 6,9 млрд рублей или 77,1%. Ее структура формировалась на основе 10 государственных программ Ленобласти и непрограммной части.  В состав программной части, которая была исполнена на 6,8 млрд рублей (76,8%), вошли объекты проектирования, строительства и реконструкции, предусмотренные государственными программами. Самый низкий процент исполнения (37,8%) отмечен по госпрограмме «Развитие здравоохранения в Ленинградской области», где 60% от общего объема средств на ее реализацию были запланированы на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в Гатчинском районе. Исполнение по итогам 2015 года составило всего 15%. Лучшим оказался результат исполнения непрограммной части - 90%.

На реализацию мероприятий АИП в 2016 году в бюджете региона были заложены 12,4 млрд рублей, исполнение по итогам 9 месяцев составило чуть более 4  млрд рублей или 32,4% от уточненного плана. При этом исполнение программной части составило 32,4%, непрограммной - 39,3%.

В разрезе главных распорядителей бюджетных средств диапазон показателей исполнения варьировался от 0% (комитет по здравоохранению) до 96% (комитет общего и профессионального образования) при среднем проценте - 28,5%. Значительное отставание от плана по объектам АИП приходится на комитет по дорожному хозяйству (13%), на комитет по ТЭК (20%) и на комитет по ЖКХ (26%).

При обсуждении отчета депутаты выразили недовольство по поводу низких показателей освоения бюджетных средств. Представители комитетов заверили, что большая часть финансирования мероприятий приходится на последний квартал, поэтому по итогам  года процент исполнения будет значительно выше.

Парламентарии также заострили внимание на отдельных проблемных объектах, строительство и ввод в эксплуатацию которых затянулось на годы, выявлены неэффективные расходы.

Так, до сих пор не закончено строительство крытого плавательного бассейна в Ивангороде Кингисеппского района. За эти годы стоимость затянувшегося строительства возросла и составила более 300 млн рублей. Дело передано в прокуратуру.

В целом говоря о причинах неосвоения бюджетных средств, в том числе о неэффективном их использовании, глава КСП Алексей Ларькин главными назвал низкое качество управления, отсутствие ответственности и должного контроля. В отчете контрольного органа содержатся предложения по принятию соответствующих мер.

Вице-спикер Николай Пустотин («Единая Россия»), курирующий в ЗакСе финансово-экономический блок, высказал свое мнение относительно информации КСП: «Мы каждый год поднимаем вопрос о выполнении адресной инвестиционной программы, потому что, к сожалению, комитеты ежегодно не в полном объеме это делают. Причем, даже если отбросить строительство объектов, которое ведется с участием федерального финансирования, в частности, это касается перинатального центра в Гатчинском районе, все равно по областным объектам наблюдается существенное неосвоение бюджетных средств. При этом хочу отметить, что финансирование на объекты предусматривается. Значит, отраслевые комитеты не до конца выполняют свои обязательства в рамках областного бюджета. Причины для этого разные. Но в основном это - некачественно подготовленная проектно-сметная документация, некачественная экспертиза, некачественное ведение строительных работ. А главное, необходим контроль за этим процессом, должна быть ответственность за принятые на себя обязательства.

Вопиющим случаем считаю затянувшееся на годы строительство бассейна в Ивангороде. Туда столько средств вложено, что эту работу можно было закончить еще несколько лет назад. Но организация строительства была на таком уровне, что теперь дело передано в прокуратуру».

Следует отметить, что вице-спикер Николай Пустотин уже неоднократно поднимал вопрос о недопущении включения в Адресно-инвестиционную программу объектов без проектно-сметной документации (ПСД). Обозначил он эту проблему и при рассмотрении проекта областного бюджета-2017: нельзя включать в АИП объекты без наличия ПСД и соответствующей экспертизы, так как в дальнейшем это приводит к затягиванию конкурсных процедур, неосвоению бюджетных средств, которые затем снимаются и перераспределяются или остаются на счетах. Эта проблема, по словам Николая Пустотина, депутатами поднимается из года в год при принятии регионального бюджета, и, надо отдать должное, количество таких объектов значительно сократилось: на момент принятия бюджета-2017 их было всего 4, и до конца года по ним планировалось получение всей необходимой документации. Тем не менее, считает депутат, несмотря на постановление губернатора области, которое определяет основные направления бюджетной политики в регионе и на деятельность рабочей группы, которая приоритетным принципом и при наличии всей необходимой документации отбирает объекты для включения в АИП, необходимо добиться того, чтобы ежегодно до 1 июля предоставлялись ПСД и экспертиза по объектам, которые планируется включить в Адресно-инвестиционную программу. Кроме того, депутаты высказали пожелание о том, чтобы при рассмотрении бюджета вместе с перечнем объектов, включенных в АИП, предоставлять информацию по ним: наличие всей необходимой документации, дата проведения экспертизы и получения ПСД.

Отчет КСП профильная постоянная комиссия по бюджету и налогам под председательством Татьяны Бездетко («Единая Россия») приняла к сведению.

 

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области