четверг, 18 января 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 611-55-85

Михаил Коломыцев: Приборы учета позволят платить только за потребленную электроэнергию

10 марта 2017

9 марта постоянная профильная комиссия по ЖКХ и ТЭК парламента Ленобласти заслушала информацию об итогах установления тарифов на 2017 год и основных задачах по тарифному урегулированию на 2018 год в регионе.

Председатель комитета по тарифам и ценовой политике Артур Кийски рассказал об основных проблемах тарифного регулирования. Среди региональных факторов он выделил, в частности, большой физический износ основных фондов регулируемых отраслей при одновременной невозможности их резкого обновления за счет тарифных, кредитных и бюджетных источников. Кроме того, муниципальные образования значительно различаются между собой как по характеристикам расселения и освоения, так и по уровню социально-экономического развития, а также по тарифам на тепло- и водоснабжение. Огромное количество организаций по водоснабжению, водоотведению и ТБО (187), по теплоснабжению (145), по электроэнергетике (30) и прочих организаций (272) тоже затрудняет тарифное регулирование.

Влияют на тарифную политику в Ленобласти и федеральные факторы. Так, предельные тарифы на передачу электроэнергии по сетям и на электроэнергию для населения устанавливаются для регионов дифференцированно. Официальный прогноз Минэкономразвития РФ не предполагает роста тарифов в 2018-2019 гг., а ФАС РФ реализует концепцию динамики тарифов по принципу «инфляция минус», то есть рост тарифов ниже индекса потребительских цен.

Важно также учитывать бюджетный и социальный факторы. Тариф для населения на оплату услуг ниже, чем установленный экономически обоснованный. Суммарная доля оплаты населением в таком случае составляет 88% от экономически обоснованного тарифа. Эта разница приводит к необходимости бюджетных субсидий на ее компенсацию, величина которых по сравнению с 2016 годом снизилась на 0,2%.

Тем не менее, с учетом всех факторов, рост тарифов на ЖКУ в 2017 году в среднем не превысит 4,3%. При этом было отмечен, что тариф на электроэнергию у населения Ленобласти меньше, чем в Санкт-Петербурге. Плата за пригородные железнодорожные перевозки пассажиров возрастет на 2%.

В своем докладе глава комитета рассказал о новациях тарифного регулирования в 2017 году, которые помогут «сдерживать» рост тарифов, а также о целях и задачах подготовки и проведения тарифной кампании в 2018 году, выделив проблемные вопросы, которые предстоит решить. В этой связи была затронута проблема неполного исполнения инвестиционных программ регулируемыми организациями. Артур Кийски подчеркнул, что данный фактор будет учитываться при следующем установлении тарифов для этих организаций. Принцип «нет роста тарифов без инвестиций» будет применяться уже в этом году при установлении тарифов на теплоснабжение и передачу электроэнергии.

В ходе обсуждения вопроса о тарифах депутаты обратили внимание на проблемы, с которыми к ним обращаются граждане. Так, Алексей Ломов («Единая Россия») рассказал о том, что на приеме в Лесколово он получил обращение от 80 жителей с просьбой разобраться в резком росте строки «электроэнергия» в квитанциях на оплату ЖКХ.  Дело в том, что в Ленинградской области установлен норматив на оплату коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии приборов учета - 2,4. В итоге, у жителей Лесколово резко возросла плата за электричество. По мнению депутата Ломова,  складывается несправедливая ситуация, которая может вызвать массовое возмущение граждан, поэтому необходимо пересмотреть региональный норматив.

В свою очередь, председатель постоянной комиссии по ЖКХ и ТЭК Михаил Коломыцев («Единая Россия»)  подчеркнул, что повышение платы за электроснабжение на общедомовые нужды в МКД произошло из-за изменения на федеральном уровне порядка расчета ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды. А установление низких нормативов, по его мнению,  приведет к тому, что монополисты заложат свои потери в тарифы на электроэнергию. Поэтому, считает он, выход из данной ситуации - установить приборы учета и платить только за потребленную электроэнергию. При этом депутат предложил рассмотреть возможность установления переходного периода с применением сниженных нормативов для тех, кто не успел поставить коллективные приборы учета. По окончании этого периода к тем, кто этого не сделал, уже может применяться более высокий норматив. Вообще, по его словам, нормативы были установлены для того, чтобы стимулировать потребителей к установке приборов учета.

Что касается вопроса о плате за электроэнергию, стоит подчеркнуть, что на пленарном заседании 22 февраля депутаты приняли решение о создании временной рабочей группы по разработке комплекса мероприятий, направленных на улучшение платежной дисциплины со стороны исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электроэнергию у гарантирующего поставщика для обеспечения энергоснабжением населения Ленобласти.

По словам Михаила Коломыцева, поводом для создания рабочей группы послужило обращение в их комиссию по ЖКХ и ТЭК крупного гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ленобласти - ООО «РКС-энерго» - по поводу платежной дисциплины потребителей электроэнергии, которая ухудшается и приводит к росту дебиторской задолженности перед гарантирующими поставщиками. Основными проблемными дебиторами выступают крупные ресурсоснабжающие организации, обеспечивающие потребителей области коммунальными ресурсами. При этом указанные потребители понимают, что основной механизм воздействия на них со стороны гарантирующих поставщиков - ограничение подачи электроэнергии, фактически невозможен из-за особенностей законодательного регулирования и складывающейся судебной практики.

«Интересно то, что в ряде организаций эта проблема носит систематический характер, и долги постоянно накапливаются, что естественно не устраивает гарантирующих поставщиков электроэнергии, - говорит Михаил Коломыцев. - Цель рабочей группы заключается в том, чтобы ее участники смогли квалифицированно рассмотреть каждую организацию и разобраться в причинах сложившейся ситуации. А причин - две. Первая - величина тарифа (достаточный или недостаточный). Возможно, потребуются мероприятия для того, чтобы этот тариф стал сбалансированным и позволял организации нормально работать. Вторая причина - неэффективный менеджмент, неэффективная трата средств».

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области