четверг, 18 января 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 611-55-85

Быть или не быть административным комиссиям?

19 апреля 2017

Вопрос о том, упразднять или не упразднять  административные комиссии в муниципальных образованиях, обсуждался сегодня в ходе депутатских слушаний Законодательного собрания Ленинградской области, в которых также приняли участие представители органов исполнительной власти и муниципалитетов региона.

Поводом для дискуссии послужил законопроект «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных государственных полномочий в сфере административных правонарушений и внесении изменений в областные законы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных государственных полномочий в сфере административных правонарушений» и «Об административных правонарушениях», подготовленный группой депутатов.

По словам председателя профильной постоянной комиссии по законности и правопорядку, одного из разработчиков проекта закона, Олега Петрова (лидера фракции «Единая Россия»), предлагаемые изменения направлены на совершенствование и оптимизацию механизма рассмотрения дел об административных правонарушениях. А основанием для его разработки послужил отчет Контрольно-счетной палаты Ленобласти о результатах проверки эффективного и целевого использования средств областного бюджета, которые были выделены органам местного самоуправления на исполнение полномочий в сфере административных правоотношений за 2013-2014 годы и за 9 месяцев 2015 года, а также предложения профильного областного комитета правопорядка и безопасности.

Согласно выводам, которые содержатся в отчете КСП, бюджетный эффект от выполнения органами МСУ этих полномочий за указанный период времени составляет 29,9% к сумме назначенных штрафов и 10,3% к сумме взысканных штрафов. Это говорит о неэффективной работе административных комиссий.

В соответствии с выводами и рекомендациями КСП, законопроектом предлагается оставить за органами местного самоуправления полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и определению перечня должностных лиц, уполномоченных на их составление, упразднив при этом административные комиссии (АК), сформированные в муниципальных образованиях. При этом полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях предлагается передать мировым судьям Ленинградской области.

Выступая с докладом, Олег Петров, отметил, что в области есть административные комиссии, например, в Тихвинском районе, которые работают эффективно, но большая часть, как показала проверка, от этого далеки. Заседания АК должны проводить не реже 2 раз в месяц, а в среднем получается 0,5. Есть административные комиссии, которые составляют 5-7 протоколов в год. Заместитель председателя областного комитета правопорядка и безопасности Владимир Яковлев добавил, что за 2016 год было составлено около 3 тысяч административных протоколов, а взысканная  по ним сумма - всего 1 млн 900 тыс рублей. Между тем из областного бюджета на эти цели муниципалитетам выделяется более 50 млн рублей. Неэффективность использования бюджетных средств, что называется, - налицо. Кроме того, в работе комиссий есть недостатки не только технического, но и юридического характера.

По мнению разработчиков законопроекта, КСП и комитета, мировые судьи в этом вопросе будут более профессиональны. А их решение по административным правонарушениям уже будет иметь статус судебного, поэтому для судебных приставов для взыскания штрафов оно станет весомее. Председатель КСП Алексей Ларькин высказал однозначное мнение - госполномочия должны исполняться, а неэффективного использования бюджетных средств не должно быть.

В ходе обсуждения были озвучены и другие точки зрения. Депутат Михаил Коломыцев («Единая Россия») указал на отсутствие критериев оценки эффективности работы АК и предложил оставить комиссии, например, в поселениях с численностью свыше 10 тыс человек. Надежда Белова («Единая Россия») призвала «не рубить с плеча», и оставить в муниципальных образованиях административные комиссии, потому что все хотят жить в благоустроенных поселениях и городах, а также она считает, что работа комиссии - это своего рода диалог власти с населением. Депутат-единоросс Сергей Караваев высказался за дифференцированный подход, то есть оставить АК в тех муниципалитетах, где они хорошо работают.

Вызвал законопроект много вопросов и нареканий и со стороны представителей муниципальных образований. Некоторые из них не согласились с тем, что их административные комиссии плохо работают. Просто с 1 января 2016 года из областного закона исключили правонарушения, за которые можно было привлечь к ответственности, - нарушение правил благоустройства, выгул домашних собак и парковку на газонах. В частности, об этом сказали представители из Тихвина, Сланцевского района  и  Новодевяткино.

Подводя итоги обсуждения, вице-спикер Николай Пустотин («Единая Россия») подчеркнул, что при принятии законопроекта все замечания и пожелания будут учтены. Документ в первом чтении будет рассматриваться уже 26 апреля на пленарном заседании ЗакСа. Муниципальные образования могут прислать свои рекомендации в Заксобрание.

 

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области