понедельник, 23 октября 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.

Местное самоуправление в Ленинградской области

Итоги и перспективы

В Ленинградской области сложилась своя система местного самоуправления, учитывающая особенности территории - удаленность от центра, разбросанность малочисленных поселений на огромной площади.

Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 136-ФЗ) внес серьезные изменения в основной закон о местном самоуправлении - Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон №131-ФЗ): разграничил вопросы местного значения для разных видов муниципальных образований, фактически увязав объем полномочий с объемом материально-технического обеспечения муниципальных образований, внес ряд изменений в территориальную организацию местного самоуправления, расширил полномочия субъектов Российской Федерации по определению пределов компетенции муниципальных образований и способов формирования органов местного самоуправления.

Теперь субъекты Российской Федерации своими законами могут перераспределять полномочия из числа установленных федеральными законами по решению вопросов местного значения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что является одной из актуальных и фундаментальных правовых новелл Федерального закона № 136-ФЗ.

В целях оперативной реализации норм, закрепленных в Федеральном законе № 136-ФЗ, с учетом собственных потребностей и внутренней логики развития региона на территории Ленинградской области приняты следующие областные законы в части особенности регулирования вопросов местного значения:

от 11 февраля 2015 года № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области». Закон принят в соответствии с частью 2 статьи 6, частью 3 статьи 34, частью 4 статьи 35 и частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области;

от 10 июля 2014 года № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области». Законом установлено, что за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5  - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22,  24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ;

от 07 июля 2014 года № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области». Законом  предусматривает перераспределение полномочий в сфере градостроительства между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

от 22 декабря 2015 года № 137-оз «О перераспределении между органами местного  самоуправления Ленинградской области и органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений». Закон принят в целях перераспределения отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области. В соответствии с законом к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, так как в настоящее время  органы местного самоуправления поселений не имеют возможности эффективного и качественного осуществления указанных полномочий  по причине отсутствия надлежащего материально-технического и кадрового обеспечения;

от 28 декабря 2015 года № 141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области». Закон  принят в целях регулирования отношений, связанных с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области. В соответствии с законом   органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений. Причина передачи указанных полномочий на уровень районов также связана с тем, что большая часть доходов от распоряжения расположенных на территории сельских поселений земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджеты муниципальных районов;

от 29 декабря 2015 года № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения  между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области». Закон принят в целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений) между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Ленинградской области, обладающими организационной и оперативной готовностью к перераспределению таких полномочий. К ним относятся поселения   Бокситогорского, Волховского, Выборгского, Лодейнопольского, Лужского, Подпорожского, Сланцевского, Тихвинского муниципальных районов, Куйвозовского сельского поселения Всеволожского муниципального района, Коммунарского городского поселения Гатчинского муниципального района, Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области.

С 2012 года на территории  Ленинградской области идет реформирование территориальной организации местного самоуправления и оптимизация структуры органов местного самоуправления. Работа ведется по трем основным направлениям: объединение поселений, объединение администраций муниципальных районов и административных центров, развитие института старост и иных форм местного самоуправления.

1.    Объединение поселений

Начиная с середины 2012 года по инициативе жителей Ленинградской области и представителей органов местного самоуправления поселений в области проводится планомерная работа по реформированию муниципальных образований.

Основным принципом, лежащим в основе объединения поселений, является объединение больших поселений с малыми, сильных поселений со слабыми. Укрупнение муниципальных образований за счет объединения поселений объясняется необходимостью корректировать произошедшие за последнее время в области изменения социально-экономического характера - неравномерность в развитии территорий, малонаселенность и дотационность некоторых из них, изменения в системе размещения производства.

Основным аргументом в пользу объединения выступает принцип рациональности. В процессе объединения важен не количественный показатель, а обоснованность изменений и, в итоге, улучшение качества жизни людей в области.

На сегодняшний день в Ленинградской области объединены 10 городских и сельских поселений на основании следующих областных законов:

от 03 июня 2009 года № 50-оз «О преобразовании муниципальных образований «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Лесогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»;

от 06 июня 2013 года № 32-оз  «Об объединении муниципальных образований «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»;

от 08 мая 2014 года  № 22-оз «Об объединении муниципальных образований Анисимовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Самойловское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

от 02 июня 2014 года № 27-оз  «Об объединении муниципальных образований Заборьевское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

от 08 мая 2014 года № 23-оз «Об объединении муниципальных образований «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Глебычевское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы".

В результате количество муниципальных образований области сократилось с 222 до 217. Из них: 17 муниципальных районов, один городской округ, 199 поселений (из них: 65 городских поселений и 134 сельских поселений).

2. Объединение администраций муниципальных районов и административных центров

Законодательное собрание Ленинградской области явилось инициатором внесения в Федеральный закон № 131-ФЗ изменений, которые позволяют создать общую местную администрацию муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, сохранив при этом представительные органы района и городского поселения.

Предлагаемые изменения позволили исключить возможность формирования в поселениях, на территориях которых находятся административные центры муниципальных районов двух, осуществляющих различные полномочия, местных администраций, а также избежать противостояния местных администраций поселений, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов, и администраций муниципальных районов, находящихся как территориально, так и организационно в одном населенном пункте.

Существенно уменьшатся затраты на финансирование управленческого персонала, содержание и обслуживание административных зданий и помещений, у жителей районных центров уменьшится уровень неопределенности по вопросу, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем.

В 2014 году Законодательным собранием Ленинградской области была образована временная рабочая группа по разработке проекта типовой структуры объединенной администрации, созданной на территории Ленинградской области в результате объединения администрации муниципального района и администрации города, являющегося административным центром муниципального района, который был одобрен постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 24 июня 2014 года  № 739.  Разработанная типовая структура объединенной администрации может быть использована в дальнейшей работе органами местного самоуправления Ленинградской области.

На сегодняшний день на территории Ленинградской области объединены администрации 14 районов и районных центров. Полномочия администраций городских поселений были переданы администрациям муниципальных районов на основании соглашений и вступили в силу после выборов  2014 года по истечении срока полномочий советов депутатов.  Администрации во Всеволожском и Кировском районах находятся в процессе объединения и будут существовать раздельно до истечения срока полномочий советов депутатов действующего созыва. Кроме того, в объединении администраций не участвуют Сосновоборский городской округ и Ломоносовский район, не имеющий районного центра.

3. Развитие института старост и иных форм местного самоуправления

Статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ  обязывает государственные органы власти развивать иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Одной из таких форм самоуправления  стал институт старост.

Областным законом от 14 декабря  2012 года  № 95-оз «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления»   (далее  -  областной  закон № 95-оз) созданы условия для развития на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами, иных форм местного самоуправления, а именно: введены институты старост и общественных советов, возглавляемых старостами.

С принятием областного закона № 95-оз инициативы граждан в вопросах местного значения получили реальную финансовую поддержку в виде субсидий из областного бюджета. Такая  поддержка распространяется только на сельские населенные пункты.

Опыт Ленинградской области по реализации закона получил высокую оценку Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

4 марта 2014 года в Кремле на встрече с Губернатором Ленинградской области Александром Юрьевичем Дрозденко Президент поручил руководителям органов исполнительной  и законодательной власти субъектов Российской Федерации распространить опыт Ленинградской области по реализации проекта, направленного на вовлечение жителей сельской местности в систему местного самоуправления и возрождение института старост во всех регионах России.

В итоге за три года инициатива по развитию института старост показала себя жизнеспособной и довольно успешной.

На территории Ленинградской области в соответствии с областным законом от 15 июня 2010 года № 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» расположено 2 944 населенных пунктов, на территории 2 374 населенного пункта осуществляют свою деятельность старосты и общественные советы, возглавляемые старостами, что составляет 80,6 %.

В настоящее время (по состоянию на 1.01.2017 года) в регионе активно работают 1 693  старост. В 2013 году их было - 1510, в 2014 году - 1583, в 2015 - 1655.  Наблюдается увеличение числа старост на 11 %.

Из 1 693 старост 1 116 избраны напрямую на собраниях граждан (66%),   577 старост избраны из состава общественного совета (34% от общего числа старост).

Наибольшее число  старост и общественных советов, возглавляемых старостами, в Лужском - 185 (10,9%), Гатчинском - 183 (10,8%),  Волосовском - 156 (9,2%), Кингисеппском - 133 (7,8%), Выборгском районах - 117 (6,9%).

Наибольшее число старост, избранных напрямую на собраниях граждан, в Волосовском - 136 (12%), Гатчинском - 125 (11,2%), Лужском - 119 (10,6%), Сланцевском - 96 (8,6%), Выборгском - 85 (7,6%).

Наибольшее число старост, избранных из состава общественных советов в Лужском - 66 (11,4%),  Гатчинском - 58 (10%), Кингисеппском - 58 (10%), Ломоносовском - 45 (7,8%), Тосненском - 41 (7,1%), Бокситогорском районах - 41 (7,1%).

В год реализации закона  - 2013 - 144 поселения  получили субсидии на общую сумму 60  378 тысяч рублей и реализовали 86% выделенных средств. Более 10 тысяч жителей приняло участие в собраниях граждан, реализовано более тысячи предложенных  мероприятий.     

В 2014 году было принято решение об увеличении средств на поддержку старост в два раза. В результате в реализации закона приняли участие уже 166 поселений.  Перечисленные   субсидии   на   сумму  139  203 тысяч рублей были реализованы на 97%.

В 2015 году охват поселений увеличился, в реализации закона приняли участие все 174 поселения,  имеющие право на получение субсидий, из 199 существующих. В 2015 году средства субсидий увеличены до 209 720 тысяч рублей,  в 2016, 2017 и  2018 годах выделение из бюджета   210 миллионов рублей ежегодно.

Выделенные деньги были потрачены на мероприятия по многим направлениям, наиболее востребованными из которых оказались ремонт грунтовых дорог,  благоустройство населенных пунктов,  обеспечение пожарной безопасности, организация сбора и вывоза бытовых отходов, ремонт систем водоснабжения, ремонт уличного освещения.

Учитывая, что областной закон № 95-оз распространяет свое действие только на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами,  был принят областной закон  от 12 мая 2015 года  № 42-оз, который позволил создать условия, способствующие развитию иных форм местного самоуправления на части территорий муниципальных образований, являющихся административными центрами (общественных советов).

Это закон о мерах государственной поддержки общественных советов в административных центрах поселений, поскольку в административных центрах проживает 80%  населения области. Законом предусматривается создание общественных советов из представителей населения. В Ленинградской области всего 200 административных центров.

Из 200 административных центров Ленинградской области в 182 созданы общественные советы, что составляет  91 %. По состоянию на 1 января 2017 года  в административных центрах Ленинградской области создано 403 общественных советов.

Наибольшее количество общественных советов в Гатчинском  - 42 (10,4%), Лужском - 41 (10%), Приозерском - 30 (7,4%), Волховском - 29 (7,2%), Всеволожском районах - 28 (7%).  

На  2016 и 2017 годы в областном бюджете запланировано выделение 250 миллионов рублей ежегодно на финансирование общественных советов.