RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Учителя без «вышки»: в Ленобласти одобрили идею подготовки педагогов в колледжах. Но вопросы остались
23 июня 2023
Online47
Поделиться:

Эксперты полагают, что инициатива станет подспорьем в решении проблемы дефицита кадров, но этот оптимизм не разделяют родители

В обозримом будущем в российских колледжах и техникумах могут начать обучение учителей-предметников для основной школы, которых сейчас готовят исключительно в ВУЗах. С такой инициативой выступило Минпросвещения РФ, объяснив ее дефицитом кадров. Online47 узнал, как отнеслись к предложению в экспертном сообществе Ленинградской области и что по этому поводу думают россияне.

«Добавка» в систему

Об инициативе введения в систему среднего профессионального образования (СПО) программ по подготовке учителей-предметников для основной школы (5-9 классы) рассказал министр просвещения России Сергей Кравцов в ходе ПМЭФ-2023. Он заявил, что в настоящее время готовится соответствующий проект федерального государственного образовательного стандарта СПО. На сегодня колледжи и техникумы России являются кузницей кадров только для детских садов и начальных классов школ.

«После того, как стандарт будет принят и эту специальность внесут в перечень, в колледжах и техникумах начнут готовить педагогов не только для начальной школы, но и для 5-9 классов», – сообщил министр.

Он заверил, что «инициатива создания нового образовательного стандарта пройдет серьезное обсуждение с профессиональным сообществом, директорами школ, представителями региональных органов власти и будет рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением высшего образования».

Вопросов – много

Предполагается, что подготовка учителей-предметников в рамках не только высшего, но и среднего профессионального образования позволит решить кадровый вопрос. Дефицит учителей в России действительно существует. Так, по данным НИУ ВШЭ за 2021/2022 учебный год, общая укомплектованность педагогических коллективов в школах страны составляла 96,9%. В 2021 году в РАНХиГС оценивали нехватку школьных учителей в 250 тысяч человек. В январе 2020-го министр просвещения Ольга Васильева признавала, что дефицит учителей в российских школах составляет порядка 150 тысяч человек. Эти цифры наталкивают на вывод, что кадровая проблема в школах прогрессирует.

Однако россияне, и в том числе жители Ленинградской области, не уверены, что инициатива Минпросвещения гарантирует выход из сложившейся ситуации. В высказанных в соцсетях мнениях чаще всего встречается совет увеличивать привлекательность профессии «учитель» за счет поднятия заработной платы и создания комфортных условий работы. Тогда, возможно, педагоги не будут менять сферу деятельности.

Поделимся ключевыми опасениями граждан в связи с высказанной Минпросвещения инициативой. Комментарии на этот счет высказываются следующие:

«При крайне высоких требованиях к ОГЭ и ЕГЭ снижают требования к профессионализму и образованию педагогов. А ведь и так ползарплаты уходит на репетиторов. Хорошие педагоги уходят из школы и работают на частных онлайн-платформах. И судя по тому, кого будут брать преподавать в школы, работы у них прибавится».
«Понятно, когда такие учителя идут работать в первые классы, но брать их работать с 5-9 классами – глупо. У нас старшая школа и так страдает, учителя не справляются с подростками. Получится ли это у 20-летних выходцев из техникумов?»

Кстати, инициативу Минпросвещения не одобрил и депутат Госдумы, академик Российской академии образования Олег Смолин. Он напомнил о том, что подобная практика уже была в советский период, но тогда она была вынужденной. Сейчас же, по его мнению, эта мера скорее всего приведет к снижению качества образования по ряду предметов.

К аналогичному мнению склоняется большинство жителей Ленобласти, принявших участие в виртуальном опросе Online47. Граждане также отмечают, что при решении проблемы педагогических кадров нужен немного другой подход.

«Безусловно, есть и молодые ребята с выдающимися педагогическими данными. Но это, конечно, не массовая история. Проблема требует системного подхода. Сегодня на школьных учителей возложено очень много административной, бумажной работы. Педагогов, замотивированных научить детей, и так мало. А у них, в итоге, на детей не остается ни времени, ни сил. Необходимо доработать, скорректировать многие моменты, связанные с административными задачами школьных учителей», – прокомментировала для издания мама семиклассницы Ольга.

На то, что работа учителей чрезмерно бюрократизирована, между прочим, уже давно обратили внимание и в Кремле. Президент Владимир Путин лично призвал снижать эту нагрузку с тем, чтобы педагоги могли больше сосредоточиться на выполнении своих основных задач – обучении детей.

Продумать этот момент он поручил депутатам Госдумы и кабмину еще в 2021 году. А год назад глава государства подписал закон, запрещающий нагружать учителей подготовкой документов сверх нормы, установленной в Минпросвещения. Вероятно, справедливо оценить результат этого нововведения можно будет по истечении большего времени, необходимого на перестройку сложившейся системы работы.

«Путь в профессию может быть разным»

Однако отношение к «кадровой» инициативе Минпросвещения сложно назвать исключительно негативным. Авторы комментариев по теме в соцсетях напоминают, что раньше далеко не у всех учителей было высшее образование – хуже они от этого не учили. Ведь вопрос не в корочках, а в профессионализме и желании учить.

Как в беседе с Online47 отметил учитель Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленобласти Иван Хеорхе, в Гатчине много лет работает педагогический колледж Ушинского, который является кузницей педагогических кадров для многих учебных заведений Ленинградской области.

«Другой вопрос, что, возможно, смогут привлекать для работы специалистов без педагогического образования. У нас в Ленинградской области действует Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), который реализует большой спектр программ профессиональной переподготовки. Прохождение данных программ коллегами без профильного образования снижает риски и возможные негативные последствия, – обратил внимание педагог. – Поэтому, если условием для работы в школе для таких педагогов станет прохождение подобных программ, а институты развития образования есть в каждом регионе, то я поддержу данную инициативу. Это действительно позволит отчасти решить проблему дефицита кадров».

Ректор ЛОИРО, депутат Заксобрания Ленобласти Ольга Ковальчук также напомнила о том, что в гатчинском педагогическом колледже дают прекрасную подготовку учителям.

«Они готовы работать даже лучше, чем те, кто окончил педагогические институты, университеты. Поэтому я обеими руками поддерживаю инициативу Минпросвещения по вопросу подготовки учителей в колледжах, – заявила она Online47. – Они ближе всего находятся сейчас к практике. И если они поймут, что это их профессия, то пойдут учиться дальше, получая высшее образование. Но я уверена, что колледжи смогут обучать так остро нам необходимых специалистов».

Ольга Ковальчук подтвердила неизменную актуальность кадрового дефицита. Люди стареют, устают от достаточно нелегкой профессии учителя. Поэтому ректор ЛОИРО убеждена: те, кто придет из педагогических колледжей, – станут достойным пополнением кадрового резерва Ленобласти. Ведь в профессию можно идти разными путями.

Татьяна Туктамышева

Ссылка на источник