Сегодня на традиционной встрече депутатов областного парламента с губернатором региона Александром Дрозденко в течение почти полутора часов обсуждали вопросы, связанные с ходом «мусорной реформы» в 47 регионе.
О ситуации по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и строительстве мусороперерабатывающих заводов на территории Ленинградской области и в целом о реализации инициатив в сфере обращения с отходами в Ленинградской области представителей правительства и главу региона спрашивали, в частности, депутат Александр Матвеев («Единая Россия») и представители фракции КПРФ во главе с её руководителем Иваном Апостолевским – они выступили инициаторами рассмотрения этой темы на встрече.
Предваряя доклады по теме, Александр Дрозденко подчеркнул, что речь пойдет о реализации мусорной реформы и об обращении с отходами, производимыми в самой Ленинградской области. То, как идет реформа в соседнем Петербурге, который вывозит свои отходы на областную территорию – отдельная тема. Между тем, как отметил губернатор, по итогам реализации реформы Ленинградская область заняла шестое место по стране, то есть вошла в десятку лидирующих в этой сфере регионов. А по экологическому благополучию область входит в двадцатку регионов, находясь на 11-м месте. «Самое главное, что мы уже понимаем: мы выполним поручение Президента. И даже досрочно, не к 2030-му году, а раньше, к 2027 году, не менее 50% ТКО региона должны быть переработаны. У нас цифра будет, наверное, даже 50+. А от оставшейся половины (так называемых «хвостов») не менее половины должно быть переработано в инертный материал. Сомнений в выполнении этой задачи на территории Ленинградской области – нет!» - подчеркнул перед началом обсуждения губернатор.
Прежде чем депутаты задали немало острых вопросов, которые родились из многочисленных обращений избирателей, перед парламентариями выступила заместитель председателя комитета по обращению с отходами правительства области Ирина Чуркина. Чуть позже на трибуну вышла Рамила Агаева, председатель областного комитета государственного экологического надзора. В частности, речь шла о двух новых инвестиционных проектах по мусоропереработке в Кингисеппском и Всеволожском районах. Губернатор в этой связи подчеркнул, что оба они осуществляются в отдалении от населенных пунктов: в частности, один из объектов – в промзоне завода «Фосфорит» только условно можно отнести к Кингисеппу, а другой - к Рахье, от которой он находится в 17 километрах. Строительство заводов комплексной переработки отходов (КПО), отметил губернатор, идет за счет тарифа, и благодаря участию Российского экологического оператора области удалось получить для осуществления этих амбициозных планов «зеленые облигации» по фиксированной банковской ставке, которые в итоге и позволят достичь показателей, установленных нацпроектом – 100% ТКО, образованных на территории Ленинградской области, будут проходить через заводы по переработке.
Депутат Александр Матвеев («Единая Россия») получил на встрече ответ на свой вопрос относительно периодичности вывоза крупногабаритных отходов, к которым можно отнести, например, старые телевизоры, холодильники, мебель: она должна составлять от 7 до 10 дней. При этом в каждом из поселений обязательно должен быть заключен договор с управляющей компанией на содержание контейнерных площадок, которое входит в полномочия органов местного самоуправления. Губернатор подчеркнул, что везде, где есть жалобы на содержание контейнерных площадок, должны быть установлены камеры видеофиксации. Этот процесс уже запущен, до конца года планируется оснастить видеокамерами все «проблемные» площадки, а также предоставить доступ к этому видео жителям.
Видеофиксация, как говорилось на встрече, уже помогает бороться с нарушителями и штрафовать перевозчиков, которые незаконно складируют, например, строительные отходы на контейнерных площадках для бытовых отходов и загромождают их, не давая жителям к ним даже подойти. Видеофиксации нарушения в таком случае достаточно, чтобы применить меры административного наказания, а «на камере» прекрасно видны номера автомобилей. Рамила Агаева отметила: «За такое нарушение и водитель газели, и водитель легкового транспорта, и водитель грузовика заплатит 15 тысяч рублей. При повторном нарушении с этого же транспортного средства – ставится вопрос о конфискации. Пока прецедентов таких не было. За прошлый год нами назначены штрафы на общую сумму 15 миллионов рублей». Впрочем, как отметила председатель комитета, не все органы местного самоуправления исполняют эту рекомендацию и штрафуют нарушителей.
Председатель постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу областного парламента Михаил Коломыцев («Единая Россия») высказался о необходимости создавать специальные накопительные площадки для строительного мусора. А его коллега по фракции, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Андрей Гардашников посетовал, что перспективы «мусорной» реформы не прописаны в проекте Стратегии развития региона до 2036 года, которая представлена сейчас на рассмотрение депутатов. При этом Андрей Гардашников отметил и положительный момент: в области побеждены «серые» мусорные перевозчики, весь бизнес в этой сфере оснастил свои мусоровозы специальными датчиками.
Вице-спикер Татьяна Тюрина («Единая Россия») подняла вопрос о более активном участии комитета и регоператора в решении вопроса сбора и транспортировки до мест утилизации автомобильных покрышек, которые относятся к отходам 4-го класса опасности. Сейчас их сбором и передачей в утилизацию занимаются в основном экоактивисты. По мнению Татьяны Тюриной, необходимо организовать больше площадок для сбора, централизовать транспортировку использованных покрышек, и конечно, стимулировать деятельность компаний по их переработке.
Большой блок вопросов на встрече с губернатором коснулся перспектив и уже предпринятых усилий по раздельному сбору отходов на местах. Глава региона констатировал «десятки случаев» неудачных экспериментов по раздельному сбору отходов. Но и выразил уверенность, что добиться успеха на этом пути возможно при условии не только усилий со стороны энтузиастов и властей, но и развития внутренней культуры граждан.
Предложение вводить дифференцированные, а по сути стимулирующие тарифы для населения тех территорий, где будет успешно внедрен раздельный сбор мусора, озвучил Александр Рязанов («Единая Россия»). Депутат подчеркнул, что без раздельного сбора мусора на местах сложно добиться его эффективной переработки. В пример он привел снижающий плату для жителей за раздельный сбор соседний Петербург.
Это предложение нашло понимание у главы региона. Речь шла о том, чтобы начать внедрение мер поощрения на локальных территориях – в больших МКД и коттеджных поселках, но только при 100% раздельном сборе на практике. К сожалению, констатировал губернатор, даже при установленных контейнерах для сбора (а их, согласно докладу профильного комитета, было закуплено за счет бюджета области тысяча штук), по факту зачастую вместе лежат пластик, стеклянные банки и «гнилые помидоры», то есть пищевые отходы. Это значит, что «полезные фракции» придется перед переработкой дополнительно сортировать и очищать.
В процессе обсуждения вопроса депутаты выразили готовность лично побывать на пока еще строящемся Кингисеппском КПО, и в целом «держать руку» на пульсе реализации в области продолжающейся мусорной реформы.
Елена Гариб, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области