RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Реформа МСУ: плюсы и минусы
15 февраля 2022
Поделиться:

Предстоящая реформа местного самоуправления интересует, пожалуй, большую часть населения нашей страны. Не в первый раз резонансный федеральный законопроект становится предметом обсуждения в парламенте Ленинградской области.

Напомним, 25 января Государственная Дума РФ в первом чтении приняла проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В настоящее время региональные парламенты, органы МСУ по всей стране вносят в законопроект свои поправки. Причём, сделать это необходимо в ближайшее время, до 25 февраля.

На минувшей неделе первые поправки рассматривались на заседании профильной комиссии по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе. 14 февраля тема получила своё развитие в постоянной комиссии по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям под руководством Станислава Еремеева («Единая Россия»).

О новом законопроекте коллегам рассказал глава профильной комиссии по МСУ Дмитрий Рытов («Единая Россия»), в том числе поделился своим мнением о преимуществах и недостатках новой системы, перспективах её развития.

«Речь идет о перепрошивке всей системы законодательства, касающейся управления на территориях. Законопроект сейчас находится в стадии принятия поправок ко второму чтению. Поправок множество, и к чему в итоге федеральные законодатели придут, мы пока можем только предполагать. Основная суть законопроекта сводится к следующему: остаётся только один уровень органов местного самоуправления, двухуровневая система убирается. Для всех субъектов, кроме городов федерального значения, предлагается две формы устройства: городской муниципальный округ и просто муниципальный округ. То есть не будет, как сейчас, разных полномочий у района и городских (сельских) поселений», - подчеркнул Дмитрий Рытов.

Принципиально важным выступающий назвал включение органов МСУ в систему единой публичной власти Российской Федерации. «Даётся три способа избрания высшего должностного лица муниципалитета: прямые выборы населением, выборы из состава избранного совета депутатов либо из числа лиц, представленных губернатором. Примечательно, что губернаторы наделяются правом отстранения главы муниципального образования. Это появление вертикали власти - принципиальное отличие от действующего 131-го закона», - добавил он.

Кроме того, в законопроекте прописаны полномочия, которые могут передаваться регионом на уровень муниципалитета, к примеру, в сфере образования. Новая схема управления территориями, уверен депутат, потребует внесения изменений в существующий порядок работы по всем направлениям жизнеобеспечения, а также принятия законодательных актов на уровне региона.

Дмитрий Рытов рассказал о слушаниях в Общественной палате России, на которых он присутствовал. «Интересно было услышать статистику по стране: у нас примерно 120 тысяч муниципалитетов, из них 58 % имеют бюджет меньше 10 млн рублей. Около 300 муниципалитетов располагают бюджетом менее 1 млн рублей. То есть по сути более половины всех органов местного самоуправления не могут полноценно работать. С другой стороны, существует нек, ая юридическая преграда между государственной и муниципальной властью, которая не дает передавать на местный уровень серьезные финансовые ресурсы. Когда муниципальная власть будет вписана в систему государственной власти, это позволит регионам воспринимать её как часть своей структуры и передавать ей полномочия и финансы», - отметил Дмитрий Рытов.

Отрицательной стороной реформы, по мнению Дмитрия Рытова, является отсутствие власти на местах. «В законе предусматривается схема укрупнения: останутся территориальные отделы окружной администрации, которые не смогут принимать решения. Сократится представительство жителей отдаленных территорий непосредственно в органах власти. При этом делается упор на общественные формы самоуправления: старост, ТОСы, чтобы не было вакуума. В своих поправках мы предлагаем предусмотреть возможность закрепления в уставах новых органов большего числа депутатов».

Парламентарии, присутствовавшие на комиссии и имеющие большой опыт работы в органах местного самоуправления, также высказали свою позицию. В целом сошлись на том, что реформа действительно назрела, ведь в нынешних условиях решение вопросов местного значения, особенно в небольших населённых пунктах с их незначительным финансированием, зависит от активности руководства муниципалитета, если же оно не заинтересовано в привлечении дополнительных средств, то о качественном улучшении жизни людей говорить не приходится. Вместе с тем, изменения очевидно приведут к оттоку кадров, не вполне понятна и судьба отдаленных территорий.

Резюмируя вышесказанное, председатель комиссии Станислав Еремеев отметил: «С момента принятия 131-го закона ежегодно различные российские форумы, обсуждающие проблемы местного самоуправления, признавали те болевые точки, о которых говорят и авторы нового законопроекта, и все мы. По сути мы мучились, пытаясь адаптировать Европейскую хартию местного самоуправления к российской действительности, которая совсем не совпадала с тем, что было заложено в документах. Отсюда эти вечные попытки улучшить то, что имеет под собой другие основания - финансовые, налоговые, бюджетные, наконец исторические. Шаг, который предпринимается сегодня, с одной стороны, базируется на механизме, закрепленном в поправках к Конституции РФ о создании единой системы власти, с другой стороны, неравномерность социально-экономического развития различных регионов и территорий внутри них предусматривает определенные особенности, которые надо учитывать, в-третьих, во имя чего всё это делается, - чтобы жизнь гражданина улучшилась. И это самое важное, чего мы должны добиться».

По словам Дмитрия Рытова, сейчас ведётся работа по внесению поправок в значимый законопроект. Разосланы письма в муниципалитеты, от них каждый день приходят поправки. На предыдущей комиссии уже обсужден первый пакет поправок.

Итоговое заседание постоянной комиссии по МСУ, которая соберёт и систематизирует все поправки, поступившие от депутатов, от профильного комитета Правительства и муниципальных органов, назначено на 17 февраля. Заседание ЗакСа Ленобласти, на котором будут утверждены и направлены в ГосДуму предложения от региона, состоится 22 февраля.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области