RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Совет МО: закон, определяющий жизнь муниципалов
17 февраля 2022
Поделиться:

17 февраля на заседании Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области был рассмотрен жизненно важный для представителей муниципальных образований всех уровней вопрос о проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

В связи с тем, что у муниципалов возникает немало вопросов о сути реформы местного самоуправления, о рассматриваемом законопроекте, председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лира Бурак остановилась на существенных изменениях, которые отражены в законопроекте. «В проекте закона вводятся только два вида муниципальных образований - городской округ и муниципальный округ (за исключением городов федерального значения), а единственным способом формирования представительного органа становятся муниципальные выборы. Законопроект интерпретируется экспертами как шаг в сторону встраивания местного самоуправления во властную вертикаль.

Главы муниципалитетов избираются либо на прямых выборах, либо представительным органом, однако теперь избрание представительным органом осуществляется как из своего состава, так и из числа кандидатов, представленных главой региона. Ранее губернаторы не участвовали напрямую в назначении глав муниципалитетов. Выбранный представительным органом из числа кандидатов, представленных Главой региона глава муниципального образования всегда возглавляет местную администрацию. Также глава региона будет вправе вынести предупреждение, объявить выговор или отправить в отставку главу муниципалитета за ненадлежащее исполнение обязанностей».

«В контексте предстоящей реформы общественно-политическая дискуссия разворачивается вокруг перспективы укрупнения муниципалитетов, что приведет к ликвидации многочисленных местных советов и администраций первого уровня, - отметила выступающая. - В настоящее время на территории Ленинградской области - 205 муниципальных образований, из них 121 - сельские поселения, 66 - городские поселения. Вместе они образуют 17 муниципальных районов и 1 городской округ. После ликвидации сельских и городских поселений эти территории будут распределены между администрациями 17 существующих муниципальных районов, которые получат статус муниципальных и городских округов».

Глава комитета развеяла опасения жителей, связанные, в первую очередь, с тем, что наряду с местными советами и администрациями могут быть ликвидированы объекты социальной инфраструктуры - фельдшерско-акушерские пункты, детские сады и школы. «Содержанием реформы это не предусмотрено».

По мнению Лиры Бурак, основная задача представителей органов местного самоуправления, депутатов ЗакСа, органов исполнительной власти субъекта и всех заинтересованных в этом процессе лиц - «создание эффективной конфигурации системы МСУ и интенсивная коммуникация с жителями по поводу деталей проведения реформы».

Исполнительный директор государственного казённого учреждения Ленинградской области «Государственный экспертный институт регионального законодательства» Фёдор Замятин в своем выступлении подчеркнул, что проект закона требует еще немалой доработки (что отразилось, в частности, в поправках, представленных на рассмотрение Законодательному собранию), много вопросов к особенностям переходного периода, к проведению выборов в муниципальных образованиях.

Выступающие ответили на вопросы членов Совета, областных депутатов о нарезке округов в дальнейшем, о судьбе муниципальных предприятий и учреждений, о депутатском представительстве населенных пунктов численностью менее тысячи человек.

«Мы должны сегодня сказать себе: в первом чтении законопроект принят, принята концепция, в рамках которой должна строиться вся работа по совершенствованию законопроекта, - отметил председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе ЗакСа Дмитрий Рытов. - Одноуровневая система и влияние руководителей регионов на назначение руководителей новых муниципалитетов концептуально утверждены. Это меняться уже точно не будет. Основа есть, нужно совершенствовать законопроект. Поправок, замечаний, предложений в комиссию поступило немало. Часть поправок была направлена именно против уже утвержденной концепции. А значит, такие поправки не пройдут ни в Законодательном собрании, ни в Госдуме. На сегодняшний день мы выстраиваем вертикаль власти. И в первую очередь, нам необходимо разрабатывать механизмы переходного периода, устранять имеющиеся в законопроекте нестыковки, которые в дальнейшем могут очень осложнить работу муниципалитетов. Ленобласть сейчас вносит поправки относительно количества депутатов. Представительство народных избранников должно быть достаточным, чтобы интересы избирателей были защищены. Мы находимся только в начале пути. Впереди ещё очень много работы».

«В течение 20 лет мы работали над 131-м законом - вносили поправки, совершенствовали. Законотворчество - процесс живой, и действительность постоянно вносит в него коррективы, - подвел итог обсуждению Сергей Бебенин. - Поработав и в системе советской власти, и в рамках 131-го закона, убедился, что очень много было создано лишних звеньев, абсолютно неправильно было дробление районных бюджетов, что необходимость перемен давно назрела. Уверен, что реформа МСУ укрепит институт старост (и финансово, и организационно), позволит более эффективно использовать ТОСы, даст больше возможностей сходам граждан. Да, чиновников будет меньше, но инициативы и активности на местах будет больше. Могу заверить, что Совет законодателей при Федеральном Собрании РФ и Парламентская Ассоциация Северо-Запада активно отстаивают интересы регионов, и реформа МСУ будет постоянно в поле их зрения. Сама идея реформирования назрела уже давно. Надо сформировать эффективную структуру власти, при этом не обидев людей и сохранив профессионалов, людей, болеющих за свое дело».

Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области