RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Технари vs гуманитарии? В ВУЗах России резко возросло число бюджетных мест по инженерным специальностям
29 мая 2023
Online47
Поделиться:

Online47 выяснил, как распределились государственные «инвестиции» в образование в 2023 году и с чем это связано.

В России в этом году из 626,3 тыс. бюджетных мест более 246 тыс. достались техническим специальностям. Особый акцент делается на такие профили как информатика и вычислительная техника, информационная безопасность и машиностроение. Поскольку предпочтения вчерашних школьников не всегда сходятся с тем курсом, который задаёт государство, возникает логичный вопрос: как перераспределение бюджетных мест скажется на возможностях профессиональной самореализации людей, например, с гуманитарным складом ума.

Мы проанализировали соотношение бюджетных мест в топовых ВУЗах страны, выяснив в том числе, какие кадры нужны Ленобласти.

Где есть «бюджет»?

В двух ленинградских вузах можно наблюдать сразу несколько приоритетных направлений. Далеко не все они технические.

Так, в ЛГУ им. Пушкина более 100 мест выделено педагогическим специальностям, 25 – ландшафтной архитектуре и по 15 – гостиничному делу, истории, прикладной информатике, рекреации, спортивно-оздоровительному туризму и биотехнологии.

В Государственном институте экономики, финансов, права и технологий в Гатчине больше всего бюджетных мест оказалось в сфере социальной работы в системе социальных служб – 35. Ещё по 30 мест – на бухгалтерском учете, менеджменте организации, бизнес-информатике, организации услуг гостеприимства и общественного питания.

В топовых столичных вузах также много бюджетных мест отдано математикам и инженерам. К примеру, в питерском НИУ «Высшая школа экономики» более широкие возможности для получения образования за счёт государства – по специальностям «Прикладная математика и информатика» (150), «Программная инженерия» (135), «Бизнес-информатика» (130), «Информатика и вычислительная техника» (125).

«Не точным» профессиям повезло меньше: открыто на факультетах международных отношений – 45 мест, журналистики – 40, культурологии – 35.

А вот в МГУ абитуриентам с гуманитарным складом ума повезло побольше. В учебном заведении открыто 300 бюджетных мест на юридическом факультете, 172 – на факультете журналистики, 143 – на факультете истории, 120 – на факультет социологии. Однако основная масса «бесплатных» мест и здесь отдана математике, физике, информатике, химии и механике. В совокупности точным наукам на «бюджете» смогут обучаться около 1400 человек.

Рекордсменом по количеству бюджетных мест стал Уральский федеральный университет (УРФУ), сообщает Минобрнауки. Здесь получить бесплатное высшее образование смогут почти 10 тыс. человек. В частности, по специальностям «Строительство» (250 мест), «Программная инженерия» (230), «Электроэнергетика» (210), «Прикладная информатика» (199), «Информатика и вычислительная техника» (120), «Алгоритмы искусственного интеллекта» (100).

При этом, в УРФУ есть возможность бесплатно освоить педагогические специальности (144), обучиться профессиям историка (85), специалиста гостиничного дела (55), журналиста (26).

Образовательные тренды Ленобласти

Отметим, что в Ленинградской области бюджетные места распределялись не только с учётом общероссийских приоритетов в подготовке кадров, но и исходя из собственных задач региона. Как подчеркнул в беседе с Online47 бывший ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, политолог и депутат Заксобрания Станислав Еремеев, Ленинградская область имеет сразу несколько трендовых направлений в образовании.

«Первое – это, конечно, сельское хозяйство. Здесь мы видим успешное развитие, и я думаю, что наши аграрии и те специалисты, которые готовятся в Гатчине, очень профессиональны. Сегодня, как никогда, мы имеем четкий запрос на специалистов природопользования и окружающей среды, потому что вопросы экологии стоят на первом месте перед всеми регионами РФ», – отметил эксперт.

Также Станислав Еремеев уверен, что сегодня в Ленобласти очень важно развивать туризм как индустрию. В этом могут помочь сразу два вышеуказанных университета Ленинградской области – там открыты эти направления.

«Для нас самое главное, что не сокращены цифры приема на бюджет. Кроме того, появилась по-настоящему работающая система приема, когда организации, предприятия могут напрямую заказывать ВУЗам специалистов по тем профессиям, которые им нужны. Эта система целевого приема важна, потому что делает подготовку кадров более эффективной. Это позволяет утверждать, что подготовка людей становится более точной», – считает спикер.

Кроме того, Ленинградской области очень не хватает хороших учителей (тем более, что в регионе активно идёт строительство новых школ). Как заявила депутат Заксобрания Ленинградской области, председатель постоянной комиссии областного парламента по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодёжи Марина Левченко, больший дефицит наблюдается среди преподавателей точных наук.

«Было бы здорово, если бы наши дети осознали, что в России ценятся не только юристы и экономисты, но и другие не менее важные профессии», – подчеркнула депутат.

Марина Левченко подчеркнула также, что промышленные предприятия Ленобласти испытывают значительную нехватку квалифицированных инженерных кадров.

«Люди думают, что среднего специального образования для завода достаточно, однако на работу с новым оборудованием на компьютерном управлении, на высокие должности высшее техническое образование обязательно. И зарплаты там совсем другие, – говорит бывший педагог, – На днях, например, в Волосовском районе открылся вагоноремонтный завод, и туда нам, в том числе, будут необходимы высококвалифицированные специалисты».

В качестве резюме отметим – в текущей непростой ситуации перед Россией и отечественными вузами стоит задача не снижать планку по подготовке качественных кадров для мобилизации ключевых отраслей экономики. Да, нашей стране остро необходимы хорошие инженеры и технари, и выпускников этих специальностей очень ждут на рынке труда.

Однако стоит уточнить – в соответствии с актуальными потребностями, Ленобласть делает упор на профессии, необходимые как для скорейшего достижения научно-технологического суверенитета государства в целом, так и для развития своих собственных ключевых отраслей. Именно поэтому выбор и возможности для сегодняшних абитуриентов по-прежнему очень широки.

Злата Денисова

Ссылка на источник