Сегодня депутаты Заксобрания Ленобласти приняли изменения в областной законодательство о перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области.
Законопроектом предлагается закрепить за органами государственной власти Ленобласти следующие полномочия органов местного самоуправления:
- утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа;
- согласование архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Одновременно полномочие по принятию решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капстроительства в отношении вида использования «для ведения огородничества» возвращается на муниципальный уровень.
В связи с невозможностью в настоящее время формирования сведений (выписок, выкопировок, справок) из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Ленинградской области в автоматическом режиме переносится срок исполнения данного полномочия, которое закреплено за органами государственной власти Ленинградской области с 1 января 2024 года на 1 января 2025 года.
В ходе обсуждения депутаты задали ряд вопросов. Михаил Коломыцев («Единая Россия») отметил, что данный законопроект предполагает передачу полномочий по согласованию архитектурно-градостроительного облика (АГО) объектов капитального строительства. На федеральном уровне установлены требования к цветовой гамме, наличию подсветки зданий. Местные органы власти, которые отвечают за развитие, качество жизни и комфортные условия территорий, будут ли участвовать в согласовании, спросил он. Председатель комитета градостроительной политики Игорь Кулаков ответил, что в настоящее время требования к архитектурно-градостроительному облику, устанавливаются правилами землепользования и застройки муниципальных образований. Полномочия по их утверждению переданы на региональный уровень и находятся в компетенции его ведомства. Он согласился, что цвет, свет и конструктивы фасадов, размещение технологического оборудования на визуально открытых площадках регламентируются. С этого года активно работает консультативно-экспертный совет по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика, в который входят, в том числе, представители профессионального сообщества. Объекты, в отношении которых предъявляются требования к АГО и подлежат согласованию, рассматриваются на этом совете с привлечением органов МСУ с правом решающего голоса в отношении их территорий. Комитет совместно с Союзом строительных организаций Ленобласти подготовил методические рекомендации о стандартизации облика зданий, строений и сооружений, которые направлены в муниципалитеты.
Депутат-единоросс Александр Рязанов подчеркнул, что градостроительное законодательство постоянно меняется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он поинтересовался, применяются ли требования только к надзорным стройкам, разрешение на которые выдает комитет госстройнадзора. Прозвучал утвердительный ответ. Парламентарий также попросил разъяснить, не получится ли так, что рядом со зданием, к которому предъявляются требования по АГО, будет строиться муниципалитетом другое – без этих требований. Игорь Кулаков ответил, в данной ситуации комитет не может вторгаться в компетенцию органов МСУ. При этом он уточнил, что муниципалитеты выдают разрешения на строительство зданий площадью до 1500 кв.м. А это, как правило, - здания общественного торгового назначения высотой не более 2-х этажей и т.п. Александр Рязанов также поинтересовался, к чему в Ленобласти будет привязан стандарт архитектурно-градостроительного облика, потому что, по его мнению, муниципальные образования разные, и в данном случае можно говорить о «вкусовщине». Докладчик пояснил, что специфика территорий безусловно учитывается. Обеспокоенность вызывают территории, на которые распространяются границы зон охраны объектов культурного наследия и где согласование АГО будет проводиться. В состав совета входят, в том числе, и представители комитета по сохранению объектов культурного наследия. Для избежания так называемой «вкусовщины» методические рекомендации содержат вариативность при подготовке решений.
В свою очередь, Михаил Коломыцев задал риторический вопрос-предложение: не передать ли на региональный уровень все градостроительные полномочия, чтобы «вкусовщины» не было.
После обсуждения законопроект приняли сразу в трех чтениях.
Ольга Матвеева, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области