RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
В региональное законодательство о выборах и референдумах внесены изменения
04 мая 2023
Поделиться:

Пакет из шести законопроектов, вносящих изменения в областные законы о выборах и референдумах принят в трёх чтениях 4 мая на внеочередном заседании Законодательного собрания. Необходимость разработки законопроектов вызвана изменениями федерального избирательного законодательства, в частности, Федерального закона №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также целесообразностью уточнения отдельных правовых норм с учетом правоприменительной практики предыдущих избирательных кампаний.

Разработка законопроектов, повторно внесенных Избирательной комиссией Ленинградской области в порядке законодательной инициативы 28 апреля, велась совместно с депутатами Законодательного собрания Сергеем Бебениным, Станиславом Еремеевым и Дмитрием Рытовым (все – «Единая Россия»). Все проекты доработаны в соответствии с высказанными ранее замечаниями правового управления ЗакСа.

Подробно о каждом из них рассказал председатель Леноблизбиркома Михаил Лебединский на заседании профильной комиссии по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям, прошедшей 2 мая. На пленарном заседании состоялась продолжительная дискуссия, представителями политических фракций были заданы вопросы, в основном касающиеся введения возможности голосовать дистанционно, на которые ответил глава Леноблизбиркома.

«Все шесть проектов между собой связаны и приводят региональное законодательство в соответствие с федеральным. Что касается ДЭГ, это федеральная задача, которую регион вправе осуществить. Система уже применяется в ряде субъектов. Ленинградская область – достаточно развитый регион с хорошим интернет-покрытием, многие жители пользуются порталом Госуслуги. Нас пока не обязывают применять дистанционное голосование, но рано или поздно это произойдет. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, мы создаем дополнительные возможности для реализации своего конституционного права в том числе для тех, кто исполняет свой воинский и гражданский долг в зоне проведения СВО», - пояснил Михаил Лебединский.

Наиболее существенным изменением, которое внесено в областной закон от 15 мая 2013 года № 26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», является исключение избирательных комиссий муниципальных образований из системы избиркомов, организующих подготовку и проведение муниципальных выборов (в связи с упразднением этого института). Кроме того, исключены положения, связанные с отзывом Губернатора Ленинградской области; уточнен правовой статус члена комиссии с правом совещательного голоса, назначенного в Леноблизбирком; кандидат, избирательное объединение, выдвинувшие список кандидатов, утрачивают право назначать в участковые, территориальные и окружные избирательные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса (право остается только в ЦИК России и региональном Избиркоме); с двух до трех увеличено количество наблюдателей в такие комиссии.

Корректировками областного закона от 29 июня 2012 года № 54-оз «О выборах Губернатора Ленинградской области», в частности, уточняются требования к кандидату на должность Губернатора. К гражданам, обладающим активным избирательным правом на выборах, отнесены граждане, не имеющие регистрации по месту жительства на территории региона и зарегистрированные по месту пребывания не менее чем за 3 месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей. Также уточняется порядок реализации своего избирательного права гражданами, работающими вахтовым методом (при наличии на выборах механизма «Мобильный избиратель» такие граждане могут быть включены в список избирателей). Уточнен и дополнен порядок выдвижения кандидата, касающийся соблюдения требований к предоставляемым сведениям и особенностей в отношении иностранных агентов или кандидатов, аффилированных с иноагентом, условий проведения предвыборной агитации.

Введена возможность и регламентирован порядок проведения голосования в течение нескольких (но не более трех) дней подряд.

В областной закон от 1 августа 2006 года № 77-оз «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» внесены следующие основные изменения:

- закреплена обязанность предоставления в соответствующую избирательную комиссию копии агитационных материалов, предназначенных для размещения на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях до начала их распространения;

- введено обязательное включение в документы, агитационные материалы и избирательный бюллетень сведений о том, что кандидат является иноагентом или кандидатом, аффилированным с иноагентом, устанавливается запрет на внесение такими лицами пожертвований в избирательные фонды кандидатов и политических партий (региональных отделений);

- ограничено пассивное избирательное право для лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, судимость которых снята или погашена, – до истечения пяти лет.

Изменения, внесенные в областной закон от 15 марта 2012 года № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области», предусматривают исключение муниципальных избиркомов из системы избирательных комиссий, закрепление полномочий территориального избиркома как комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, закрепление возможности голосования по решению Леноблизбиркома в течение нескольких (но не более трех) дней подряд.

Также вносятся изменения в областные законы от 8 мая 2009 года № 44-оз «О референдуме в Ленинградской области» и от 9 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области».

Важно отметить, что при проведении выборов всех уровней теперь предусмотрена возможность составления и ведения списка избирателей в электронном виде, использования электронной графической подписи избирателя, а также применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

По мнению председателя постоянной комиссии по госустройству Станислава Еремеева («Единая Россия»), внесение изменений даст возможность жителям Ленинградской области реализовать свое законное право на всех уровнях власти. «При этом возможность использования электронного голосования ни в коем случае не означает замену одного голосования другим – на эту тему не должно быть спекуляций», – уверен депутат.

По рекомендации профильной комиссии все шесть законопроектов приняты в первом и третьем чтениях.

Комментируя итоги обсуждения, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин подчеркнул, что федеральные законодатели предоставили право региональным парламентам внести уточнения в выборное законодательство в соответствии с новыми нормами.

– Мы выступаем за то, чтобы внести изменения, в том числе и по электронному голосованию. Дистанционное голосование расширяет возможности для жителей проголосовать в удобное для себя время в удобном формате. Если с этим кто-то из коллег не согласен – хорошо, работайте дальше, чтобы привлечь на свою сторону больше сторонников. Но не нужно ограничивать права тех граждан, кто хочет проголосовать дистанционно. Это дополнительный вид голосования, он никак не заменяет собой возможность прийти на участок и выразить свое мнение, – отметил Сергей Бебенин.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области